Невроз у ребенка 5 лет

Вопрос:

 

Здравствуйте, Людмила Владимировна!

 

Моему сыну 5 лет. Несколько дней назад мы были на приеме у невролога, который в заключении написал «невротическое расстройство». Врач сказала, что у моего ребенка невроз и рекомендовала обратиться в связи с этим к психологу. Мы живем в небольшом городке в области, где нет психологов – все специалисты принимают в областном центре. Может быть, Вы что-то порекомендуете мне касательно поведения сына? Если же все серьезно, готова привозить его на психологические консультации. Проблем у Дани(так зовут сына) несколько. Во-первых, есть давняя проблема со сном. Засыпает он только со мной.

 

Я обязательно должна сидеть рядом с ним, пока он не заснет. Иногда бывает, что просыпается ночью, и тогда прибегает к нам с мужем в постель ( у него своя комната, у нас с мужем и младшей дочкой – своя). Вообще, много чего боится. Боится темноты, боится проявлять инициативу, в конфликтах не может постоять за себя. У него есть друзья в садике, но мне кажется, что он больше подчиняется кому-то. Вот он не лидер совсем по натуре. Меня это очень беспокоит, ведь он мальчик – хочется, чтобы он был активным, сильным, мог постоять за себя. Правда, муж у меня такой же – чрезмерно мягкий. Больше всего боюсь, что через 2 года школа. Как он там сможет адаптироваться? Подскажите, пожалуйста, нам, родителям, чем мы могли бы ему помочь? Спасибо. Наталия.

 

Ответ:

 

Здравствуйте, Наталия! Спасибо за ваш вопрос!

 

Действительно, неврологи часто диагностируют у детей неврозы и неврозоподобные расстройства. Это дает информацию родителям о том, что неврологических нарушений у ребенка нет – есть некоторые эмоциональные проблемы, которые можно решать не только и не столько медикаментозно, сколько принимая во внимание само поведение ребенка и особенности его воспитания родителями.

 

Говоря простыми словами, невроз в случае ребенка это примерно следующее: конфликты, которые так или иначе сопровождают малыша ( отделение от матери, принятие отдельности родительской пары, рождение младшего ребенка и т.п.) не были преодолены должным нормальным способом. Ребенок как бы «застрял» в травмирующих его ситуациях. Почему так происходит? Тут несколько факторов – и индивидуальные особенности ребенка, и окружение, и стили воспитания родителей, и даже их собственные «родительские» невротические проблемы. В том, что вы описываете, действительно, прослеживается, что некоторые моменты ребенком не были успешно преодолены к 5 годам. Что прежде всего я отметила, это проблемы в отделении от Вас (сепарации) и тревога, связанная с этим – страх засыпать одному. Возможно, что эта тревога усилилась в связи с другой непростой ситуацией – рождением сестры. Получается, ребенок по каким-то причинам не сумел справиться с этими задачами.

 

И можно поразмышлять на тему, почему так произошло. Когда речь идет о ребенке дошкольного возраста, невозможно не обращать внимания на особенности взаимоотношений в семье и подходы в воспитании. Что может способствовать той проблеме, которая есть у ребенка? И здесь, конечно, именно родители могли бы помочь, ответив на вопросы: нет ли в семье гиперопеки по отношению к ребенку, в должной ли степени предоставляется самостоятельность, как поощряется инициатива, какого рода поддержка оказывается – зрелая или инфантильная? Обычно детский психолог работает с родителями по этим вопросам. Поэтому, думаю, все же рекомендовала бы Вам обратиться к специалисту, чтобы понимать, что стоит за этими детскими симптомами. Тем более, что через 2 года школа, и ребенку неплохо было бы подготовиться к ней психологически.

 

С уважением, психолог Алтыева Людмила (8-911-920-23-18)