Про воровство

Вопрос:

 

Здравствуйте, Людмила Владимировна!

 

Хочу рассказать о своей ситуации с ребенком. От безвыходности опускаются руки. Не знаю уже, что делать. Дело в том, что наш сын, ему 8 лет, стал воровать деньги. Сначала я заметила, что стала пропадать мелочь. Потом муж как-то раз не досчитался уже более крупных денег – купюр (100 рублей). Но самое неприятное произошло в школе. У одного мальчика из рюкзака пропала игрушка – трансформер. И некоторые дети указали учительнице, что они видели, как это сделал мой сын. Ужасная, стыдная ситуация для меня. Не понимаю, что толкает его на такие поступки. Я  даю ему деньги на личные расходы и даже за хорошие отметки ( по 50 рублей). Но ничего не помогает. Физические наказания тоже. Что будет дальше – не представляю. Буду очень признательна за Ваш совет! Светлана.

 

 

Ответ:

 

 

Здравствуйте, Светлана!

 

Спасибо за Ваш вопрос. Ситуацию с воровством денег Вы описываете как очень постыдную для Вас. Это можно понять. Как родители, Вы, возможно, сразу задаете себе вопросы: почему он это делает, что привело к этому? И, как родители, думаете, когда и в чем произошли упущения в воспитании. Однако, тут есть несколько важных моментов, на которые я хотела бы обратить Ваше внимание.

 

 Хотя 8 летний ребенок и совершает воровство, однако, действия его носят чаще спонтанный характер. Увидел что-то, чем очень хочется обладать, в этот же момент созрело желание взять это. Т.е аффективный характер действия. Когда речь идет о ребенке дошкольного и младшего школьного возраста, психологи склоняются к версии о бессознательной подоплеке воровства. В некотором смысле, символически ребенок хочет обладать чем-то, чего ему не хватает. Мы не имеем ввиду материальные предметы. Да, ребенок ворует вполне себе материальные вещи. Но что это может символически значить? Внимание, забота, доверие. Хватает ли ему внимания отца? Насколько качественные у вас взаимоотношения в семье?

 

Воровство – это симптом эмоционального, внутреннего напряжения. Даже воровство в более старшем возрасте психологи рассматривают как некую компенсацию собственной неполноценности, эмоциональной пустоты. 

 

Поэтому здесь можно рекомендовать следующее:

  1. Исключить физические наказания. В доверительной спокойной обстановке расспросить о случившемся.
  2. Сообщить очевидную вещь: если ребенок что-то хочет, он может это попросить.
  3. Материальные поощрения за хорошее поведение и оценки, к сожалению, в этой ситуации не работают.
  4. Подумать, как родителям, чего ребенку может не хватать в эмоциональном плане. Доверие, близость, внимание к внутреннему миру малыша – все это поможет ему справиться с тревогами и сомнениями, связанными с нуждающимся внутренним Я.