Психологическая адаптация ребенка к школе

Вопрос:

 

Здравствуйте, Людмила Владимировна!

 

Меня зовут Юлия! У меня есть сын. Ему 7,5 лет. В этом году он пошел в первый класс. Он очень неуверенный в себе. В принципе, он никогда не был очень активным, но всегда хорошо общался с друзьями. Воспитатели в детском саду никогда не жаловались на него. Сейчас в школе стали задавать домашние задания. Как только что-то не получается, например, не может решить пример или прописать предложение – сразу в слезы – « у меня не получается», «не буду дальше делать», «не могу».

 

Стараюсь всегда его хвалить, поддерживать, отмечаю успехи. Но это не действует. Ночью может часто просыпаться. На мой вопрос «что случилось?» говорит, что приснился плохой сон, но не рассказывает подробно. Да, часто ночью приходит и ложится в мою постель. Мы с мужем в разводе, но иногда он встречается с детьми. У нас еще есть младший ребенок – девочка, 3ех лет. Понимаю, что  сыну может очень не хватать «мужского плеча», тем более, что бывший муж относится к встречам с детьми формально. Но все же, как и чем я могу ему помочь? Хочу, чтобы он вырос уверенным в себе! Заранее благодарна за Ваш ответ!

 

Ответ:

 

 

Здравствуйте, Юлия! Спасибо за Ваш вопрос!

 

Действительно, школа – очень непростой период в жизни маленького ребенка. Меняется практически все: режим, обязанности, характер взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Ребенок должен  ведущий ранее вид деятельности – игру- постепенно перевести в учебную мотивацию. Хорошо, если у него была возможность до школы хоть немного «примерить» на себя школьный уклад (например, походить на подготовку к школе). Сложнее, когда ребенок вообще не посещая даже детского сада, приходит в 1 класс. В своем письме Вы указываете, что детский сад у мальчика был. Это хорошо. Еще один немаловажный момент – у него не было проблем в общении со сверстниками. Это также говорит о зрелом эмоциональном развитии. Если в классе есть друзья – школа уже не кажется такой пугающей.

 

Из Вашего описания мне ребенок видится как достаточно мягкий, неуверенный в себе, несколько пасующий перед некоторыми обстоятельствами. И с одной стороны, эта мягкость и чувствительность могут помогать, например, в общении. Но в некоторых ситуациях могут очень мешать. И здесь Вы поднимаете очень важный вопрос, касающийся отца. Действительно, отец – тот, кто поддерживает, вселяет уверенность, учит стоять за себя. И если реальному отцу сложно это дать ребенку, то эта функция ложится на плечи матери. Давайте подумаем, как можно помочь ребенку в этой ситуации.

  1. Постараться не бояться, а принимать страхи ребенка. Ребенку важно видеть, что взрослый рядом хорошо справляется с его переживаниями. Если Вы сами переживаете за ребенка больше, это навряд ли ему поможет.
  2. Что касается домашних заданий, их можно и нужно делать в 1 классе вместе. При этом важно постепенно переходить на самостоятельное их выполнение.
  3. Помнить, что нагрузка или стресс часто вызывают регресс в эмоциональном состоянии. Ребенок может начать болеть, могут появиться страхи. Это нормально. Важно просто быть рядом с ребенком!

Хочется надеяться, что острый период адаптации к школе минует, и Ваш сын станет более уверенным в себе!