Ребенка в школе обижают одноклассники – что делать?

Вопрос:

 

Здравствуйте! Очень бы хотелось получить рекомендацию детского психолога. Дело в том, что моего ребенка обижают одноклассники. Что делать нам как родителям – как себя вести, как поддержать его, нужно ли разговаривать с другими родителями? Очень много вопросов. Я, конечно, первым делом обратилась к классной руководительнице. Она не видит ничего серьезного в том, что происходит. Говорит, что все дети периодически ссорятся. Но обещала взять ситуацию под контроль. Недавно у сына был день рождения, и он отказался праздновать и приглашать друзей из школы. Есть у  него один друг в классе, но и с ним тоже - то дружит, то ссорится. Я очень переживаю, как бы ребенок не стал изгоем среди сверстников. Сейчас так много говорят и пишут про школьную травлю. У нас нормальная, полная семья. Конфликтов нет. Стараемся все проблемы решать мирным путем. Почему такое происходит в школе? Помогите, пожалуйста, разобраться. Я не казала возраст. Никите сейчас 11 лет, учится он в 5 классе. Буду благодарна за Ваш ответ. Светлана.

 

Ответ:

 

Здравствуйте, Светлана! Спасибо за Ваш вопрос!

Тема непростых отношений между детьми, на самом деле, была актуальной всегда. Буллинг – понятие, вошедшее в лексикон относительно недавно. Но это не значит, что такого явления не было раньше.  Детские коллективы, да и не только детские, живут по своим особым законам. И выстраивают их сами участники. То, что Вы как родитель беспокоитесь, очень понятно. Это говорит о Вашем небезразличии к ситуации с ребенком и желании ему помочь. На мой взгляд, стоит действительно хорошо разобраться в происходящем, стараясь занять по возможности нейтральную объективную позицию. Испортить и без того хрупкие и ненадежные отношения у ребенка очень легко, но восстановить их потом будет очень сложно. К сожалению, чрезмерная эмоциональная вовлеченность родителей (страх, злость, обиды) может только навредить. Поэтому важно, как бы это ни звучало парадоксально, начать с себя. Собственным спокойствием и заинтересованностью в решении конфликтов Вы можете помочь сыну. Попробуйте пока просто понаблюдать за тем, что происходит. Поговорите ненавязчиво с ребенком, учителями, другими родителями. Обратите внимание, как сын общается с другими детьми, как общаются с ним. По каким причинам возникают конфликты, и кто является зачинщиком.

 

Оцените атмосферу в классе в целом: класс дружный или нет, много ли «группировок», есть ли еще дети, в отношении которых происходит такое недоброжелательное отношение. 5 класс – это только закончившаяся начальная школа, поэтому детский коллектив еще на виду у родителей и учителей. На любые проявления насилия, если таковые происходят, следует реагировать, подключая учителей, завуча и психолога в школе. Важно также подключать других родителей. Если в классе есть проблема, о ней должны знать все. Кстати, именно школьный психолог может первым отреагировать и помочь в этой ситуации. Дети всегда видят и выбирают объектом нелюбви «слабого», с их точки зрения, сверстника. Он наделяется теми качествами, которые сложно принять в себе. Не я беззащитен, а другой пусть станет таким. И противостоять этому ребенку, например, с низкой самооценкой и неуверенностью в себе очень непросто. Иными словами, «слабый» ребенок как бы становится мишенью для нападения, не имея возможности защитить себя. Еще такой важный момент. Часто кажется, что агрессию проявляют именно дети, которые обижают. Но сам ребенок, которому непросто дружить, тоже в какой-то мере «нападает» на отношения и выстраивает их неконструктивно.  Я хочу сказать, что проблема отношений ребенка с коллективом – это всегда сложность обеих сторон. Именно поэтому чаще всего смена класса, школы и т.п. не приносит значительного улучшения. Проблема в ребенке остается прежней.  В любом случае, лучше разобраться, нежели надеяться, что все само собой со временем изменится и пройдет.

 

С уважением, психолог Алтыева Людмила.

 

Профессиональная помощь психолога очно и онлайн