Ребенок ничего не боится

Вопрос:

 

Здравствуйте, Людмила! У моего ребенка довольно специфическая проблема. Дело в том, что в принципе в его жизни нет ничего, чего бы он боялся. Сейчас ему 5 лет. Он - единственный ребенок у нас с мужем. Ходит в старшую группу детского сада. А вообще, мне пришлось отдать его в 1,5 года, так как стоял вопрос, что либо я выхожу на работу, либо теряю место. Так вот, помню, что в яслях все дети плакали, мой – единственный нет.

 

Еще тогда воспитатели обратили мое внимание на это. Почему считаю эту его особенность проблемой? Наверное, все же что-то не так. Например, он не боится подойти к незнакомому человеку, заговорить с ним. Честно говоря, меня это настораживает.  Не боится собак – сразу идет их гладить. Мне приходится его «притормаживать» постоянно. И так везде и во всем. Естественно, за проступки наказываю, но наказания воспринимаются им как шутка. Подруги мои говорят, что он просто активный мальчишка.

 

Мне как-то не по себе иногда от его поведения. Хочется понять, это нормально или нет? И что нужно делать – хвалить и принимать такое поведение или рассказывать о последствиях таких, иногда безумных, поступков? Светлана.

 

Ответ:

 

Здравствуйте, Светлана! Спасибо за Ваш вопрос!

На первый взгляд, действительно, может показаться, что отсутствие страха у ребенка – что в этом может быть плохого? Но, пожалуй, в каком-то смысле я соглашусь с Вами по поводу некоторых сомнений. Попробую раскрыть подробнее некоторые соображения по этой теме.

 

Страх внешнего мира можно заметить у ребенка в тот момент, когда он активно начинает этот мир исследовать. Некоторые проявления страха мать видит в младенчестве – страх громких звуков, страх незнакомцев (примерно на 7-8 месяце жизни). Но особенно интенсивно страхи и тревоги проявляются у детей с 3 лет. И на самом деле процесс этот естественный и соответствует возрастной норме. С развитием ребенок чего-то перестает бояться, но могут появиться новые, иные страхи. Иногда ребенок как бы застревает в страхе – фиксируется, что может свидетельствовать о невротизации развития.

 

Ребенок, который боится многого в своей жизни – одно проявление так называемого невроза. А вот ребенка, который ничего не боится, я бы отнесла, скорее, к норме, но с некоторыми особенностями.

 

Все-таки ребенок 5 лет уже четко должен осознавать и разделять: свой-чужой, мое-чужое, опасно-безопасно, можно-нельзя. Потому как, если ребенок это не освоил еще, могут возникать сложности во взаимоотношениях, в невозможности оценить опасные ситуации и т.п. Такому ребенку важно напоминать о границах, а ограничения помогут сформировать представления о них. Понаблюдайте за сыном – где и как себя ведет, помогает ему что-то из этого или мешает, как справляется с проблемами. И если в итоге это дает только положительные результаты, значит, ребенок взрослеет соответственно норме.  А если такое поведение ему самому мешает, можно задуматься о моментах воспитания, связанных с очерчиванием границ и требованиях извне.

 

С уважением, психолог Алтыева Людмила (8-911-929-23-18)