Сын не хочет учиться

Вопрос:

 

Здравствуйте, Людмила!

 

В последнее время у меня возникают очень серьезные проблемы с сыном. Он учится в 6 классе, ему сейчас 12, скоро будет 13. Проблемы касаются успеваемости в школе. Он, правда, никогда не отличался усердием в учебе, но итоговые оценки были в основном «4», иногда проскакивали «3». А в этом учебном году как с «катушек слетел». Первую четверть закончил с шестью тройками по основным предметам. Но этому есть объяснение – домашнее задание практически перестал делать или делает за 10 минут. Когда прошу его показать тетради с выполненным домашним заданием, отказывается - говорит, что все сделал. Сидит в основном дома и играет в телефон – у них какие-то общие игры с друзьями онлайн. Пыталась как-то контролировать  время с телефоном, начинает огрызаться и говорить, что вообще делать без него ничего не будет. У нас неполная семья, с папой сына мы в разводе. Они нечасто, но видятся. Воспитание на мне и бабушке – моей маме. Учительница тоже сказала мне, что он очень изменился в последнее время и есть проблемы поведения в школе. Выяснилось еще, что есть прогулы. Подскажите, пожалуйста, что делать? Очень боюсь, что совсем скатится в учебе или, что хуже, будет прогуливать. Мне уже сложно влиять на него. Спасибо за Ваш ответ!

 

Ответ:

 

Здравствуйте! Спасибо за Ваш вопрос! 

 

Попробую рассмотреть проблему Вашего ребенка с 2 позиций – внешние факторы, которые могут влиять на то, что с ним происходит и внутренние ( эмоциональные, психологические). Если говорить про внешние, то я бы обратила внимание, в первую очередь, на особенность возраста. Да, это так, что в подростковости ребенок испытывает огромное напряжение от перестройки. Взрослеет не только тело, но и особенности мировосприятия – хочется изменений, самостоятельности, пересмотра характера взаимоотношений – желание уйти от внешнего контроля. Родители и учителя перестают быть авторитетами. И тут ситуация такая, что если ребенок хорошо учился только благодаря внешнему контролю, а не сколько-нибудь внутренней мотивации, то, скорее всего, в подростковом возрасте пострадает именно учеба. Особенно, если этот контроль был чрезмерно жестким. Т.е. ребенок как бы «срывает» этот контроль. Сама по себе подростковость действительно может влиять на успеваемость, но обычно это носит временный характер, и через некоторое время все восстанавливается. Хотя, родителям зачастую приходится очень понервничать. 

 

Сложнее с причинами, которые могут влиять на эмоциональное состояние ребенка. Тут важно понять, что сейчас происходит внутри него. И Вам, как родителю, можно задать себе и в доверительной беседе ребенку такие вопросы как: что происходит в отношениях с друзьями, учителями, есть ли серьезные конфликты, как они решаются, как ребенок воспринимает ситуацию развода родителей и т.п. Дело в том, что неуспеваемость очень часто возникает тогда, когда ребенок настолько занят внутренними переживаниями, что физических и моральных сил на учебу уже не хватает. В любом случае, следует отнестись к этому не просто как к симптому с необходимостью усиления  методов воспитания (типа, не учится – надо еще больше усилить контроль, наказывать, лишать и т.д.), а как к сигналу ребенка о помощи и поддержке.