У сына нет друзей

Вопрос:

 

Здравствуйте, Людмила!

 

У моего сына нет друзей. Ему 9 лет. У моих подруг есть дети – его ровесники – вот с ними он в основном и общается. То мы ходим к ним в гости, то к нам зовем. Дни рождения, общие праздники проводим вместе с ними. Но дело-то в том, что все это инициируем мы, родители, а не он сам. В классе есть два мальчика-приятеля, но их тоже нельзя назвать близкими друзьями. Вроде, общаются, но все как-то поверхностно. В школе, на переменках, учительница говорит, они общаются, играют. После школы могут погулять вместе. И все. Так, чтобы встречаться в другое время, иметь общие интересы – такого нет. Познакомиться с кем-то он боится, или стесняется – не знаю. Да и к нему как-то у детей нет интереса. Никто не хочет с ним играть.

 

Если кто-то и подходит для знакомства – мой что-то промямлит себе под нос и никак не ответит. Хотя потом мне говорит, что хотел познакомиться с мальчиком. Мне кажется, что сейчас он стал переживать из-за того, что у него нет друзей. Иногда злится на себя или корит, что вот, мол, мог бы найти себе друга, но не получилось. Но я же не могу находить ему друзей – он должен научиться этому сам. Очень я за него переживаю. Не хочу, чтобы чувствовал себя одиноким, неуверенным. Подскажите, пожалуйста, как ему помочь? Буду Вам благодарна за совет! Екатерина.

 

Ответ:

 

Здравствуйте, Екатерина! Спасибо за Ваш вопрос!

 

Мне показалось, что Вы даже больше, чем Ваш мальчик, переживаете за происходящее с ним. Вы, как родитель, стараетесь поддерживать его психологически, создаете благоприятные ситуации, например, когда знакомите его с детьми своих подруг. И да, наверное, это может в некоторой степени помочь ему. Но важнее, на мой взгляд, другое – он стал сам замечать, что что-то происходит не так, что с ним что-то не то, что у него что-то не получается. То есть он стал осознавать свою проблему и задумываться над ее причинами. И здесь Вы можете стать ему бОльшим помощником, если попробуете вместе с ним разобраться, что ему мешает быть таким, каким он хочет. Не просто создавать внешнюю среду и находить ему друзей, подталкивать к действиям, инициативе, а именно попробовать помочь ему понять себя - что он сам делает такого, что у него нет друзей.

 

Можно, например, начать разговаривать с ним о том,  что происходит, почему, как он к этому относится. Предложить возможности, как справиться с ситуацией. Показать, как можно познакомиться, как поддерживать общение. Но повторюсь – Вашей инициативы не должно быть больше его, ведь безынициативность и пассивность – это его серьезные проблемы. Не имеет смысла говорить ребенку, что он должен быть активным и общительным – важно его этому научить. Понаблюдайте, насколько Вы способствуете воспитанию этих его качеств. Не слишком ли критикуете, не много ли требуете? Чрезмерно послушные дети часто испытывают недопонимание со сверстниками. Есть ли место играм в вашем совместном времяпрепровождении? Иными словами, чем более свободен и раскрепощен ребенок, тем лучше он справляется с естественными сложностями, сопровождающими взросление.

 

С уважением, психолог Алтыева Людмила (920-23-18)