Мои статьи

Функция отца в психоанализе

Вопрос отцовства важен не только для личности и психоанализа, но также и для общества в целом. В эпоху, когда традиционная структура семьи меняется, а «родительство» не сводится к обязательному наличию мужчины и женщины, роль отца необходимо пересмотреть. Я только что прочитала книгу Мишель Обамы «Становление», и она приводит несколько замечательных примеров отцовства – роль ее отца в ее собственной жизни и роль, которую сыграл ее муж, Президент Барак Обама, в качестве отца нации. Я могла бы детальнее поговорить о президентстве как проявлении отцовства на национальном уровне, но дабы избежать политической окраски нашего обсуждения, давайте сконцентрируем внимание на функции отца на уровне личности.

 

Вспомните ваши отношения со своим отцом. Если вам повезло, и ваш отец был внимательным и поддерживал вас, строгим, но справедливым, вдохновляющим и авторитетным, последовательным в требованиях и предсказуемым – ролевой моделью с некоторыми присущими человеку недостатками, которые были не настолько значительными, чтобы нанести урон вашей психике. Наверное, справедливо будет отметить, что вы будете похожим на него отцом со своим, однако же, собственным стилем, выработанным совместно с вашей супругой. Легко быть хорошим отцом, если у вас таковой был!

 

Однако, не всем так везет. Велик ли процент детей, подростков и взрослых, которые приходят на терапию в попытке либо наладить контакт со своим отцом, либо с проблемой равнодушных, невнимательных, агрессивных или слишком потакающих отцов? Да, и эта проблема не ограничивается людьми, страдающими психозом, аутизмом и членовредительством. Не поймите меня неправильно – я не пытаюсь обвинить отцов в развитии упомянутых расстройств; скорее, я пытаюсь подчеркнуть, насколько важна роль отца для психического здоровья и психологического развития.

 

Отцы играют крайне важную роль в воспитании детей с самого начала. Чтобы обеспечивать малышу должную материнскую заботу, женщине самой необходима эмоциональная поддержка партнера в роли отца. Легче сказать, чем сделать. На самом деле, многие мужчины и женщины страдают послеродовой депрессией, тревогой и другими психологическими расстройствами в течение первых лет жизни ребенка из-за пересмотра приоритетов и тех изменений, которые привносит появление ребенка в жизнь человека. Некоторые психотики, например, которые до этого не проявляли признаков психологических расстройств, могут впервые впасть в психоз в момент появления ребенка.

 

Чтобы называться отцом, недостаточно дать ребенку свою фамилию. Сам по себе факт зачатия также не делает вас отцом, и наоборот – вы можете стать отцом для ребенка, биологическим отцом которому вы не приходитесь. Одной из главных задач отца является установление правил и развитие в ребенке чувства социальной ответственности.

 

Функция отца состоит в воспитании человеческого существа для жизни в мире социальной ответственности, где поступки приводят к последствиям и где существует представление о правильном и неправильном, хорошем и плохом.

 

Как отец добивается этого? Главным образом, отец – это тот, чье слово весомо. Закон отца есть закон его слова, а его слово подкрепляется его поступками, а также поступками супруги. То же самое происходит и в обществе – мы живем согласно букве закона, сталкиваясь с реальными последствиями, если нарушаем его. Закон не имеет силы, если не применяется на практике.

 

Таким же образом, слово отца не имеет силы, если оно не подкрепляется действием, что мы часто наблюдаем в работе с проблемными детьми и подростками. Самый значительный провал функции отца мы наблюдали в трагических ситуациях массового расстрела в школе Колумбайн, начальной школе Сэнди Хук, взрывах на Бостонском Марафоне – и это только некоторые из них. Это не значит, что следует винить отцов (или их отсутствие) этих молодых людей за разрыв их связи с социумом. Человеческий разум намного более сложный – не одна переменная приводит к подобного рода событиям, и это особенно справедливо в вышеупомянутых ситуациях, где гормональный взрыв подросткового возраста, история семьи и социальные обстоятельства, например, доступ к оружию, сыграли свою роль. Однако, это означает, что функция отца воспитать в личности социальную ответственность не была выполнена. В этом часто заключается причина того, почему подобные Эрику Харрису и Дилану Клеболду молодые люди, нарушив установленные обществом границы, выбирают суицид после совершения преступления – столкновение с последствиями своих действий может означать только смерть. (Я хотела бы вернуться к этой теме при обсуждении травли и расстрелов в школе, когда я вернусь ко второму сезону 13 Причин Почему).

 

Почему же это снова провал? Потому что функция отца заключается в поддержании жизни, а не в ее разрушении. Отец налагает определенные ограничения на возбуждение и стремление к удовольствию с целью привнесения удовольствий другого рода – социально конструктивных, поддерживающих рост и развитие в противовес разрушению и нигилизму.

 

Необходимо отметить, что вышеупомянутое более справедливо в отношении мальчиков и мужчин, чем девочек и женщин. Существует разница в отцовском воспитании девочки и мальчика с различными социальными последствиями. Эту тему я оставлю для следующего обсуждения. На данный момент важно отметить, что роль отца не менее важна для девочек, а функция остается неизменной – установить правила, необходимые ограничения – границы, если хотите – которые создают благоприятную среду для жизни.

 

Статья взята с сайта www.nytimes.comПеревод Натальи Артемовой.

Рождение матери

Для большинства женщин беременность и материнство являются удовольствием – по крайней мере, какое-то время. Однако, большинство матерей также испытывают тревогу, разочарование, вину, соперничество, депрессию, и даже злость и страх.

 

Как объяснил психиатр Дэниел Стерн в 1990х годах в своих книгах «Созвездие Материнства» и «Рождение Матери», рождение новой идентичности может быть таким же сложным, как и рождение ребенка.

 

Доктор Стерн показал, что материнство представляет собой изменение идентичности, являющееся одним из самых значительных физических и психологических перемен, когда-либо переживаемые женщиной.

Процесс становления материнства, который антропологи называют термином “matrescence,” остается в значительной степени неисследованным в медицинском сообществе. Вместо того, чтобы обратить пристальное внимание на преображение идентичности женщины, больше внимания уделяется тому, как формируется ребенок. Однако, история женщины, а также то, каким образом ее психология влияет на заботу о ребенке, также заслуживают пристального внимания. Конечно же, эта перемена также важна и для отцов (партнеров), но именно женщины, претерпевающие гормональные изменения беременности, могут получить особый нейробиологический опыт.

 

Когда люди прислушиваются к своим эмоциям и понимают их, они способны лучше контролировать свое поведение. Таким образом, даже если сконцентрироваться на ребенке, понимание психологии беременных и постнатальных женщин может помочь в поддержании более здоровой заботы о ребенке. Матери, имеющие хорошее представление о своем собственном психологическом состоянии, могут быть более чуткими к эмоциям своих детей.

 

Знания о сложностях первого периода материнства приведут в норму и объяснят эмоциональное состояние только что родивших матерей. Вот четыре ключевых фактора, на которые стоит обратить внимание:

 

Изменение Уклада Семьи: Рождение ребенка представляет собой акт творения. Беременность – это нечто большее, чем сотворение нового человека; это образование новой семьи. Малыш является катализатором, который открывает новые возможности для возникновения более интимных связей, а также возникновения новых стрессовых ситуаций в отношениях женщины со своим партнером, братьями, сестрами и друзьями.

 

В своей книге 2012 года «Материнская Линия» Паола Мариотти, психоаналитик и член Британского Психоаналитического Общества, утверждает, что материнская идентичность женщины основывается на стиле материнства ее собственной матери, на который в свою очередь, повлияло то, как ее воспитывали.

Заботится ли женщина о своем ребенке так же, как воспитывали ее, или же она выбирает другой стиль – момент становления матерью дает возможность новой попытки. В каком-то смысле женщина вновь переживает собственное детство в акте ухода за ребенком, повторяя все хорошее и стараясь исправить плохое. Если у женщины были сложные отношения с матерью, она может попытаться стать такой, какой она хотела бы видеть свою маму.

 

Амбивалентность: Британский психотерапевт Роззика Паркер рассказывает в своей книге «Разорвана пополам: Опыт материнской амбивалентности» о положительных и отрицательных моментах желания удерживать ребенка поближе к себе, а также о сильном желании личного пространства (физического и эмоционального) как о нормальных волнах материнства. Амбивалентность – это чувство, возникающие при выполнении ролей и в отношениях, в которые личность больше всего вкладывается, так как они всегда представляют собой хрупкий баланс между тем, что мы отдаем и тем, что мы получаем взамен. Материнство не является исключением. Одной из причин того, почему сложно справляться с амбивалентностью, является сложность испытывать два противоречащих друг другу чувства одновременно.

 

В основном, опыт материнства не является хорошим или плохим – он одновременно и хороший, и плохой. Очень важно научиться принимать, и даже входить в состояние комфорта от дискомфорта амбивалентности.

 

Фантазия и Реальность: Психоаналитик Джоан Рафаэл-Лефф, глава академического факультета психоаналитического исследования им. Анны Фрейд Университетского колледжа Лондона поясняет, что к моменту, когда появляется ребенок, женщина уже вырабатывает определенные эмоции по отношению к нафантазированному малышу. По мере развития беременности женщина придумывает историю о ребенке и эмоционально вовлекается в нее.

 

Женские фантазии о беременности и материнстве подпитываются ее наблюдениями за опытом ее собственной матери и других родственниц, подруг, а также женского окружения и культурой. Они могут быть настолько сильными, что реальность разочаровывает женщину, если она не совпадает с ее представлениями.

 

Чувство вины, стыда и «Достаточно Хорошая Мать»: В представлениях женщины также существует идеальная мать. Она всегда веселая и счастливая, и всегда ставит потребности ребенка во главу угла. У нее самой мало потребностей. Она не принимает решений, о которых потом будет жалеть. Многие женщины сравнивают себя с такой матерью, но никогда не соответствуют ей, потому что она просто фантазия. Некоторые женщины считают, что «достаточно хорошей» (фраза, предложенная педиатром и психоаналитиком Доналдом Винникоттом) быть недостаточно, потому что это звучит, как оправдание. Однако, стремление к идеалу приводит к тому, что женщина начинает испытывать чувство вины и стыда.

Матери чувствуют вину, потому что они постоянно делают сложный, иногда невозможный, выбор. Иногда им приходится жертвовать потребностями ребенка ради своих собственных. Большинство женщин не говорят о том, что они испытывают стыд, так как обычно это то, что они предпочитают скрывать от других. Стыд – это ощущение того, что со мной что-то не так. Это часто является результатом сравнения себя с нереальным, недостижимым идеалом.

 

Очень много женщин стесняются открыто говорить о своих сложных чувствах, боясь осуждения. Этот вид социальной изоляции может привести к постродовой депрессии.

 

Когда женщины теряются где-то между тем, кем они были до рождения ребенка и тем, кем им следует быть после, многие страдают от ощущения того, что что-то идет не так, в то время как на самом деле подобный дискомфорт вполне естественен.

 

В апрельском выпуске журнала «Гламур» модель Крисси Тайген присоединилась к группе звезд, открыто заявивших о проблеме постродовой депрессии. В эту группу вошли Адель, Гвинет Пэлтроу, Брук Шилдс и другие знаменитые женщины, которые использовали различные платформы для привлечения внимания к этому серьезному состоянию.

 

Постродовая депрессия представляет собой социальную проблему со здоровьем, которую часто не диагностируют и не лечат и которой подвержены от 10 до 15 процентов матерей. Хотя, остальные матери также могут испытывать проблемы с переходом в материнство.

 

Рассмотрим Инстаграмный образ беременной и затем постродовой супермамы: внимательная, организованная, сексуальная-но-скромная женщина, выполняющая несколько задач одновременно – она светится во время занятий предродовой йогой и ее, кажется, не беспокоят проблемы протекающей груди, грязного белья и выработки навыка сна. Эта женщина придумана. Она представляет собой нереалистичный пример совершенства, заставляющий других женщин считать себя ненормальными, когда они пытаются соответствовать этому невозможному стандарту, но не могут.

 

Как показала в своей статье в февральском выпуске Журнала Американского Психоаналитического Общества Йельский психиатр Розмари Бальзам, история игнорирования психиатрами влияния беременности на развитие женщины корнями уходит во времена Фрейда. Женщин часто оставляют с ошибочной бинарностью: они либо страдают от постродовой депрессии, либо мягко переходят в состояние материнства.

 

Понимание причин депрессивных состояний и достижение комфорта через обсуждение их с другими людьми являются принципиально важными в процессе нормальной адаптации к роли матери. Это поможет только что родившим матерям и их окружению понять, что хотя постродовая депрессия и является крайним проявлением перехода к материнству, даже те женщины, которые не испытывают подобных состояний, подвержены значительным переменам (трансформациям).

 

Статья взята с сайта www.nytimes.comПеревод Натальи Артемовой.

Рождение ребенка – стресс или новые возможности для семьи?

Рождение нового члена семьи, даже если это долгожданное и планируемое событие, всегда сопровождается тревогами, страхами, нередко конфликтами, снижением взаимопонимания между супругами и во всей семейной системе. Если в семье рождается первенец, то молодые супруги должны впервые войти в роль родителей. Им нужно, по возможности, плавно соединить роли супругов и родителей, без значительного ущерба того и другого статуса.

 

Первое время жизни с ребенком, в некоторой степени, адаптационный период: родители «примеряют» на себя новую роль, принимают решение о степени допустимого вторжения близких родственников – бабушек и дедушек ( принимать ли активные советы и помощь) или нет. Если речь идет о рождении 2го ребенка , то заботы родителей прежде всего связаны уже не столько с принятием нового статуса (хотя и это тоже: быть родителем одного ребенка или двоих- не одно и тоже), сколько с тем, чтобы помочь адаптироваться старшему ребенку и расширить собственные родительские возможности для этого нового члена семьи – материальные, физические, эмоционально-ресурсные.

 

Так бывает, что собственный детский опыт родителей может как помогать в естественно меняющихся семейных ситуациях, так и мешать им. Особенно если сам родитель, будучи ребенком, не получал необходимой поддержки, заботы и внимания. Например, ребенок, которого «забыли» в момент рождения младшего брата или сестры, может вновь столкнуться с проявлением ревности теперь уже в статусе родителя. Или другой пример – неуверенный в себе ребенок, становясь взрослым родителем, даже основательно подготовившийся и вооруженный знаниями в теории и практике воспитания и развития ребенка, остается неуверенным в себе родителем. И наоборот, чьи родители на всем этапе развития поддерживали его, помогали справляться со страхами, с высокой степенью вероятности бесконфликтно примет новую собственную роль родителя.

 

В идеале, конечно, хорошо, когда оба родителя – эмоционально зрелые, разрешившие детские конфликты, взрослые. Но так бывает не всегда. И тогда более сильный и компетентный в чем-то родитель может прийти на помощь более слабому. Например, одного родителя могут пугать и заставлять нервничать те или иные проявления ребенка(плач, колики, отсутствие аппетита), а второй может стать поддержкой (успокаивает, берет ребенка «на себя» и т.п.). Взаимопомощь и взаимоподдержка – залог успешного преодоления естественных трудностей на первых этапах родительства. Еще один важный момент – насколько молодые родители включены в более широкую семейную систему и сами ощущают поддержку старшего поколения, или, например, имеют возможность и желание обсудить и разделить возникающие проблемы с другими родителями – друзьями, в сообществах таких же родителей и т.п. Так же как для молодой матери важно не замыкаться только на ребенке, а иметь в лице 3го – отца ребенка – поддержку, молодая пара с ребенком может иметь великолепную поддержку со стороны близких, друзей, специалистов.

Современный психоанализ в вопросах и ответах (руководство для тех, кто задумывается о получении психологической помощи).

Психоанализ – это всегда про «проблемы, корни которых уходят в детство»?Образ психоаналитика и психоанализа в целом устойчиво сформировался в 20 веке. Это, пожалуй, единственный вид психотерапии, при упоминании которого сразу возникают ассоциации. Т.е. о нем так много, казалось бы, известно. Но вот парадокс – за известной картинкой остается очень много интересного, важного и нового. Современный мир претерпел много изменений. Психотерапия в этом плане не осталась в стороне. Психоанализ тоже. Вот некоторые важные вопросы, ответы на которые помогут лучше понять, что такое психоанализ сегодня и принять решение о целесообразности прохождения психоаналитической психотерапии.

  1. Психоанализ – это обязательно кушетка, психоаналитик в кресле сзади, записывающий то, что Вы говорите?

    Да, со времен З.Фрейда кушетка остается в кабинете психолога-психоаналитика. Но используется она не всегда. Первые встречи специалиста и клиента проходят сидя, напротив друг друга. Это, так называемые, диагностические ознакомительные встречи. В дальнейшем кушетка может быть предложена как альтернатива креслу. Но если клиент по каким-либо причинам предпочитает кресло, это право остается за ним.  Психолог-психоаналитик, как правило, во время приема не ведет записи, предпочитая это оставить на время после встречи.
  2. Психоанализ – это всегда про «проблемы, корни которых уходят в детство»?

    Пожалуй, никакой другой вид психотерапии не обращает столь пристальное внимание детской истории клиента. Почему? Ответ прост: в детстве многие черты характера уже сформированы. Все дальнейшие события накладывают отпечаток, но это, скорее, уже штрихи. Сформированный у ребенка характер взаимоотношений с родителями, будет проявляться в последующих значимых отношениях: с друзьями, партнерами, коллегами, собственными детьми. Но, наверное, некорректно говорить, что психоанализ- это всегда и только про детство. Цель все-таки – прояснение и выстраивание поведения в настоящем. Ведь частый запрос у клиента не про то, что было в прошлом, а про то, что происходит непосредственно сейчас. Поэтому в объективе исследования все-таки настоящее, а не прошлое.
  3. Психоанализ – это очень длительный вид психотерапии?

    Еще один миф про психоанализ – это то, что этот вид психотерапии очень длителен и результаты могут быть видны только через несколько лет работы. Действительно, для того, чтобы добиться изменений в тех чертах личности и способах поведения, которые формировались годами, нужно время. Очень сложно в один момент отказаться от привычных форм поведения. И даже если Вы поймете причину такого поведения, нужно время, чтобы выработать новые способы справляться с теми или иными проблемами, «прижиться» и «протестировать» эти новые способы и навыки, чтобы убедиться, что они эффективнее предыдущих. Но часто проблемы, возникающие в тот или иной момент жизни, могут просто носить стрессовый временный характер (потеря близкого человека, развод, потеря работы, конфликты и др.). Тогда психоанализ носит характер поддерживающей психотерапии, а результаты возможны уже через несколько встреч со специалистом. В своей практике я часто наблюдаю. Что очень эффективной может быть помощь и без необходимости долговременной психотерапии (например, психологическая помощь молодой матери, которая только что родила ребенка; в ситуации развода и др.).
  4. Психоанализ – это больше про понимание, анализирование ситуации, но не про чувства?

    Это не так. Цель любой психотерапии – поиск эмоциональных ресурсов. Психоаналитическая психотерапия знает «анатомию» чувств, наверное, как никакая другая психотерапия. Но все же главная поддержка происходит в рамках отношений специалиста и клиента – отклика, понимания, поддержки. Безымоциональный психоанализ уходит в прошлое. В современной психоаналитической психотерапии есть место юмору, спорам и другим эмоциональным проявлениям.
  5. Как психоанализ может помочь ребенку? Это ведь метод помощи только для взрослых?

    Это очень частый вопрос. Психоанализ знает о детских чувствах и психике практически все. Поэтому методы в лечении ребенка максимально отвечают его психологическим потребностям и возможностям (основным методом является игра), а задача специалиста – скорее, не научение, а поддержка и помощь в развитии и создании новых, адаптивных форм поведения ребенка. Психоаналитический психотерапевт практически всегда работает в тесном сотрудничестве с родителями, оказывая всю необходимую поддержку и им.

Проблема неполных семей

К сожалению, количество неполных семей растет год от года. Родителю и ребенку в неполной семье приходится решать трудные задачи по заполнению и компенсации важной поддерживающей фигуры. Проблема неполных семей включает в себя проблемы и трудности как родителя, так и ребёнка. Рассмотрим отдельно каждую из этих групп.

 

 

Read More

Энурез у детей: что нужно знать родителям о симптоме и лечении

Энурез (недержание мочи) у ребенка заставляет беспокоиться практически любого родителя. Проявление этого симптома не остается незамеченным – мокрое постельное и нижнее белье ребенка, частое внимание и контроль со стороны родителей, усиливающееся чувство вины и стыда, как у ребенка, так и самого родителя. Особенно энурез затрудняет процесс социализации ребенка. Например, если дома симптом можно скрыть, то в детском саду или школе он даёт о себе знать, и знать, как что-то постыдное и плохое.

Read More

Совместный или раздельный сон с ребёнком? Рекомендации психолога родителям

В своей практике, работая с родителями и детьми, очень часто поднимается вопрос о том, где спит и как засыпает ребенок. Иногда ответы родителей дают понимание особенностей развития ребенка и взаимоотношений в семье. Так, родители могут практиковать совместный сон с ребенком, потому что они чувствуют: их физическое присутствие дает чувство близости и защищенности. Тем не менее, важно учитывать, что потребность ребенка в близком контакте может меняться по мере его взросления.

Read More

Психотерапия ребенка: особенности и отличия от психотерапии взрослого

Так же как и в психотерапии взрослого, основными задачами в детской психотерапии являются помощь в улучшении эмоционального состояния, облегчение страдания, поиск новых ресурсов и способов решения возникающих внутренних и внешних конфликтов. Однако детский психотерапевт всегда помнит, что один из отличительных признаков ребенка-пациента в том, что его личность, в отличие от взрослого, еще не зрелая и пребывает в состоянии непрерывного изменения. Познавательная способность ребенка невелика, механизмы защиты хрупки, чувство страха возникает чрезмерно легко, вера в волшебство и всемогущество могут доминировать. Речь и язык ребенка не так развиты для возможности вербализации чувств.

Read More

Взгляд психолога на кризисы семейной жизни

Каждый человек в своей жизни в течение своего индивидуального развития переживает множество событий и ситуаций, которые, так или иначе, оказывают на него влияние. Развитие человека невозможно представить без преодоления трудностей. Первое отделение от матери, первая дружба и конфликты, первые успехи и горький опыт ошибок. К началу семейной жизни встречаются два человека с уже имеющимся у каждого за плечами жизненным багажом решенных и по каким-то причинам нерешенных собственных проблем. В первое время «багаж» проблем и трудностей супруги предпочитают как бы оставить в «камере хранения», и даже не замечать долгое время.

Read More

Психолог, психотерапевт, психиатр? В чем разница и специфика работы этих специалистов?

Очень часто приходится сталкиваться с вопросом, в чем разница между психиатром, психотерапевтом и психологом. Нередко можно услышать утверждение типа: «…Наверное, психолог мне уже не поможет. Нужен психотерапевт / психиатр…». Итак, в чем же разница? Психиатр – специалист с медицинским образованием, врач. Владеет знаниями в области диагностики психических заболеваний и их фармакологическим лечением. Врач-психиатр чаще ограничивается назначением фармакологического лечения. Однако, если он имеет дополнительное образование по специальности «Психотерапия», может заниматься также психотерапевтическим лечением.

 

Read More

Детская агрессия

Почти все родители испытывают недоумение, когда ребенок в первый раз делает что-то со злостью или даже с яростью. Как, прежде ласковый, мягкий и послушный ребенок, стал жестоким и агрессивным? Вот некоторые мысли для понимания того, что такое детская агрессия и как помогать ребенку, когда он становится чрезмерно агрессивным. Во-первых, важно понимать, что агрессия является естественным чувством и несет в себе защитную функцию. Испытывать ярость и агрессию в ответ на разные ситуации и на разных людей в жизни так же важно, как испытывать положительные эмоции. Это касается как взрослого человека, так и ребёнка. 

Read More

Как пережить измену и развод: взгляд психолога

Наша жизнь наполнена разными эмоциональными событиями и переживаниями – радостными и печальными, долгожданными и неожиданными, продолжительными и сиюминутными. Потеря близкого человека – травматична всегда. С уходом близкого, любимого человека мы теряем часть себя. Это всегда болезненно. Измена и развод иногда бывают не менее травматичны, чем даже смерть. В ситуации измены и развода происходит эмоциональная утрата. При этом, она осложнена ударом по нарциссическому Я – самооценке и сопровождаться может агрессией (как он/она допустил/а такое?), чувством вины, растерянностью, потерей ориентиров и смысла жизни. Чем больше и крепче привязанность, тем труднее сталкиваться с фактом предательства и разрыва. То, что для нас не имеет ценности, терять и отпускать всегда легче.

Read More

Послеродовая депрессия. Психологические аспекты

Рождение ребенка для женщины – особый период. Во-первых, это очень долгожданное событие, длящееся 9 месяцев, во-вторых, - эмоционально напряженное, наполненное волнениями, тревогами и заботами, в-третьих, зачастую сопровождающееся физическими изменениями и усталостью (беременность берет свое начало от слова «бремя»). И рождение ребенка - это кульминация, момент, символизирующий и означающий окончание беременности. Первые часы после рождения ребенка часто самые радостные для матери. Это время эмоциональной и физической передышки. Ведь закончилась неизвестность, остались позади страхи и тревоги, связанные с беременностью. 

Read More

Когда ребенку необходима помощь психолога? (рекомендации специалиста)

Начиная с самого раннего возраста, родители сталкиваются с огромным количеством вопросов, неуверенностью, сомнениями, связанными с развитием и воспитанием ребенка. Существуют периоды детского развития, события, которые являются наиболее эмоционально напряженными и конфликтными. Они могут быть связаны с внешними обстоятельствами, например, начало посещения детского сада, школы, переезды, развод родителей, потеря близких и т.п. А могут быть связаны также с естественными внутренними механизмами взросления ребенка. Например, физическое отделение от матери к первому году жизни, кризис «я-сам» в три года, подростковый период и др.

Read More

Ревность ребенка: причины и рекомендации психолога как преодолеть

Среди палитры чувств, которые испытывает человек, пожалуй, сложно найти наиболее эмоциональное и страстное, чем чувство ревности. Чрезмерное переживание ревности во взрослом возрасте иногда описывают как «одержимость», т.е. как абсолютную поглощенность с сопутствующими переживаниями – ненавистью, завистью, жадностью. Ошибочно полагать, что ревность – исключительно «взрослое» переживание. Каждый из нас, будучи ребенком, был знаком с этим чувством. 

Read More