Мои статьи

Как избавиться от агрессии и найти новые способы реагирования

Один из частых запросов при обращении к психологу – как избавиться от агрессии. У этой проблемы нет возраста и статуса. Обращаются родители, которым непросто выдерживать то или иное поведение ребенка. Обращаются подростки и молодые люди, которые переживают агрессию внутри как разрушительное чувство. Мы живем в такое время, когда на нас постоянно воздействует агрессивная внешняя среда. Нам сложно защититься от потока негативной информации. А если к этому добавить собственную внутреннюю неспособность переносить фрустрацию, повышенную возбудимость, чрезмерное эмоциональное реагирование?  Такой ядовитый коктейль внутри – достаточно токсичное состояние. Чрезмерная агрессия вредит не только своему Я, но и, к сожалению, отношениям с близкими людьми. Попробуем разобраться – зачем нам нужна агрессия и как с ней справиться, когда она уже выходит из-под контроля.

Read More

Первый раз в первый класс. Адаптация детей к школе

Для большинства родителей первый класс ассоциируется с чем-то, что вызывает тревоги и волнения. А вот дети, наоборот, ждут школу с нетерпением. Для них это новое, неизвестное, увлекательное. Ну и, конечно, ребенок ощущает себя взрослым. Но так бывает, что красивые фантазии разбиваются о непростую реальность – малыш оказался не готов морально к новым условиям. Ко мне часто на консультацию приходят родители с запросом: «Вот, мой ребенок пошел в первый класс. Адаптация детей к школе как должна проходить: с помощью нас, родителей, или все зависит от учителя?»

В отличие от детского сада в школу не водить ребенка нельзя. Чем же можно ему помочь, чтобы школа была в радость? Попробуем разобраться в некоторых моментах.

  • Подготовка к школе начинается не в школе, а до неё.

Действительно, если ребенку эмоционально тяжело в первом классе, значит, не все было успешно освоено в дошкольном детстве. И речь здесь идет не только и не столько об объеме знаний, сколько о психическом эмоциональном созревании. Даже если ребенок идет в школу без знания букв и умения читать, то нормально развитый уровень интереса, любознательности, внимание, помогут освоить чтение уже в первой четверти.

 

Что же должен достичь в своем развитии будущий первоклассник?

  1. Учебная мотивация сформирована наравне с игровой (хочется не только играть, но и изучать, обучаться).
  2. Ребенок умеет выстраивать отношения со сверстниками и значимыми взрослыми (знает, что такое договариваться, уступать, дружить, решать детские конфликты)
  3. Ребенок получает удовольствие от взросления, а не предпочитает более инфантильные способы справляться с проблемами (одень меня, собери мне портфель, я не умею, сделай за меня).
  • Учёба учёбой, но у первоклашки обязательно должно быть время и место для игр.

К счастью, оценок в первом классе нет, да и домашних заданий не так много. Не стоит загружать ребенка повторениями правил, счета, чтением,  лучше поиграйте с ним. Например, в «Школу». Дети обожают эту игру. Заодно и узнаете через нее, что и как там происходит. Другие игры по возрасту тоже подойдут. Например, с правилами. Но не поддавайтесь – ваш ребенок уже должен научиться радоваться собственной честной победе. 

  • Учитель – авторитет, и вы на его стороне.

Дети тонко чувствуют, как родители относятся к учителю, слышат, что о нем говорят. Даже если преподаватель вам не нравится, не следует это доносить до ребенка. Если малыш жалуется на учителя, например, что тот строг, - выслушайте и объясните, че может быть вызвано такое отношение учителя. С другой стороны, ведь и сам учитель чувствует поддержку родителей, что сказывается на благоприятии учебного процесса. Важно помочь учителю тоже – у него целый класс новеньких незнакомых маленьких детей. Даже простой вопрос, чем вы, родители, можете ему помочь, обязательно отразится на атмосфере в классе. 

  • Разговаривайте с ребенком о жизни в классе.

Именно о внутренней жизни: кто новые друзья, как их зовут, чем любят заниматься, как проходят перемены, какие новые игры он узнал от ребят. Узнавайте о всех деталях. Забудьте про детсадовские вопросы: всё ли скушал в столовой, ходил ли, и сколько раз в туалет, и т.д.

  • Не стоит бежать впереди учебной программы, но научите ребенка больше решать жизненные злободневные ситуации – размышлять, узнавать, анализировать. 

Полезно научить новым бытовым навыкам – открывать самостоятельно дверь, выбирать продукты в магазине и другое.

Всё это помоет ребенку чувствовать себя таким, что он может, и у него получается, то есть более взрослым.

  • Воспринимайте стрессовые школьные ситуации как естественные и нормальные события, без которых невозможно.

Донесите до ребенка, что нет ничего страшного в том, что он отстал и перепутал кабинеты. Что даже если он решил один уйти домой, не дождавшись мамы,  это тоже несерьезная проблема, просто объясните как нужно поступать в дальнейшем в такой ситуации.

 

Страхи родителей передаются детям, и от того, как родители сами справляются со своими тревогами, зависит то, как с ними сумеет справиться ребенок.

 

Да, действительно, когда ребенок идет в первый класс, адаптация детей к новым условиям – самый актуальный и злободневный вопрос. Надеюсь, что вышеперечисленные рекомендации помогут родителям справиться с возможными непростыми ситуациями.

 

Ребенок 6 лет. Советы психолога: что нужно знать и уметь в этом возрасте

Многие родители задумываются о том, что должен знать и уметь их ребенок в определенном возрасте. А если, к тому же, скоро в школу? Меня часто спрашивают о том, на что надо обратить внимание, когда в семье подрастает ребенок 6 лет. Советы психологов и мои рекомендации, надеюсь, помогут предстоящей адаптации к школьной жизни. Проанализируйте, всё ли в порядке с этими навыками у Вашего малыша. 

 

 

Read More

Как психолог работает с детьми. Взгляд изнутри детской психотерапии

Когда родители приводят в терапию детей, перед ними возникает много вопросов касательно предстоящей работы. И когда решение о совместной работе принято, родителей часто интересует – как психолог работает с детьми, как будут проходить родительские встречи, как то, что будет происходить в кабинете, повлияет на развитие и эмоциональное состояние ребенка. Кабинет психолога – место, где рассказывается самое сокровенное, тайное, открываются самые уязвимые чувства и мысли. И это естественно, что родителям хочется приоткрыть дверь и ещё больше узнать своего ребёнка, чтобы лучше его понимать.

 

В этой статье я хотела бы показать родителям то, что обычно скрыто от их глаз. 

 

Первый этап. Знакомство с ребёнком через семью.

 

Обычно самую первую информацию я получаю непосредственно от родителей. Это может быть телефонный звонок, в ходе которого мать или отец рассказывают о проблемах ребенка. А может быть первая консультация, на которой уже более подробно я узнаю детали его жизни. Практически всегда на первую консультацию я приглашаю только родителей без ребёнка. По их описанию, по предоставленной ими информации я в голове уже создаю портрет, фантазирую, какой этот маленький человек, который скоро придёт ко мне. Интересная деталь: иногда бывает так, что образ ребёнка, который предоставляют родители, разительно отличается от реального образа ребёнка.

Встреча  с родителями – важнейшая информация о жизни семьи, взаимоотношениях внутри, роли ребёнка в этих отношениях. Как психолог я задаю себе много вопросов до первой встречи с ребёнком: что происходит с его матерью и отцом, что за события могли сильно повлиять на семейные проблемы и проблемы ребёнка, как стараются справляться и получается ли это. Моя задача – помочь не только ребёнку, но и его близкому окружению, от которых фактически зависит всё то, что с ним происходит.

 

Второй этап. Знакомство с ребенком. 

 

В моей голове уже есть образ ребёнка, и я знаю его историю. Но всё равно, каждый раз первая встреча – очень волнительный момент. Для любого человека, переступающего порог кабинета психолога, свойственно испытывать тревогу и даже страх. Для детей особенно. Поэтому так важно создать обстановку доверия и безопасности. Я всегда при первой встрече рассказываю ребёнку о том, почему мы встретились, о чём тревожатся его родители, что я уже знаю о нём. Мы знакомимся. В зависимости от возраста ребёнка я предлагаю ему игрушки, бумагу, карандаши или мы просто начинаем разговаривать о нём. В эту первую встречу мне важно услышать от ребёнка или понять:

  1. Проблема у ребёнка действительно существует или это родители чрезмерно волнуются (особенно это часто я наблюдаю у гиперответственных родителей).
  2. Проблемы заставляют страдать самого ребёнка или их видит только семья.
  3. Насколько ребёнок готов к сотрудничеству, а что в его поведении может мешать дальнейшему взаимодействию.
  4. Оценка уровня эмоционального, психического и интеллектуального развития. Мне нужно начать разговаривать с ребёнком на том языке, который ему наиболее доступен.
  5. Обычно последний вопрос на первой встрече звучит так – хотел бы он снова встретиться и понравилось ли ему сегодня. Дети, которые без проблем коммуницируют, обычно отвечают на него утвердительно. А вот для некоторых детей разлука с родителями даже на 50 минут – серьёзное испытание. В любом случае, все эти проявления поведения – бесценная информация для понимания ребёнка.

3 этап. Начало работы с ребёнком.

 

После первых встреч с ребёнком (а их обычно у меня 3-5), я снова встречаюсь с родителями. Во-первых, я делюсь своими впечатлениями, выдвигаю гипотезы, ещё раз интересуюсь их видением проблемы. Во-вторых, готовность родителей к работе не всегда очевидна. Но если все готовы к тому, чтобы что-то менять, результат, скорее всего, будет только положительным. 

 

4 этап. Непосредственная работа с ребёнком и родителями.

 

Обычно к началу этого этапа уже проведён большой важный объём работы – диагностический. Дальше происходит то, что помогает ребёнку встреча за встречей обретать новые силы, использовать новые возможности и навыки, новые способы справляться с существующими проблемами.

Конечно, здесь описаны не все нюансы того, как обычно психолог работает с детьми. Но личные встречи родителей со специалистом помогают найти ответы на все актуальные вопросы.

 

Read More

Психолог: «Кризис среднего возраста важен!»

На мой взгляд, один из лучших фильмов, который раскрывает тему кризиса среднего возраста, фильм Р. Балаяна «Полёты во сне и наяву» с Олегом Янковским в главной роли. Перед нами предстаёт человек, погружённый в перипетии внутренних конфликтов и ощущающий себя абсолютно потерянным среди привычных дел и близких людей. Имеющий, по большому счёту, всё, что принято иметь в его возрасте: работа, жена, друзья – всё то, что когда-то приносило удовлетворение, перестало быть таковым. Происходит тяжелейшая переоценка внутренних ценностей, «ломка» внутреннего Я.  Я попытаюсь поразмышлять как психолог – кризис среднего возраста – это хорошо или плохо, неизбежно или его можно избежать.

Почему это кризис?

 

Кризисом принято называть период, который характеризуется сложным переходом от давно приобретённых, устоявшихся принципов к чему-то новому, пока неизвестному и неисследованному. Это всегда непросто. Например, маленькому ребёнку сложно отделиться от матери, подростку от родителей, взрослому от тех или иных ролей. И как-то всегда, когда речь идёт о кризисе, возникает ассоциация, что это что-то негативное, пугающее, страшное. Но на самом деле любой кризис – это вынужденная остановка для поиска и обретения  нового, ранее неизведанного. Кризис – это всегда про нежелание довольствоваться тем, что есть. Особенно, если оно уже не решает насущных задач. Сама задача переживания кризиса – обретение нового, более качественного и адаптивного, чем то, что было.

 

Почему принято говорить о кризисе именно среднего возраста?  Дело в том, что в возрасте 35-45 лет, а именно его и называют средним возрастом, человек подводит итоги того, что он так хотел реализовать в жизни, будучи молодым человеком. А что он хотел тогда? Найти работу, желательно приносящую удовлетворение и необходимый доход, создать семью, сохранить старых и найти новых друзей, обрести любимое увлечение. Всё это казалось таким желаемым и важным, и так долго пришлось к этому идти. Но вот, вроде, это всё есть, но нет главного – нет удовлетворения от этого. Всё больше и больше появляется вопросов к себе. Да, не к другим, как в подростковые и молодые годы, а именно к себе. Для чего мне это всё? Что дальше? Зачем мне это?  Молодость осталась позади. Впереди – старость. Взрослеть больше некуда, стремиться тоже. И вроде как надо пользоваться тем, что есть. Но кризис в том и выражается, что так сложно всё это принять. Так тяжело отказаться от привычных вещей, ещё труднее – найти что-то новое.

 

Именно в этом возрасте начинают часто посещать мысли о смерти – конечной точке всего. Эти мысли связаны не только с осознанием приближающейся старости, но и тем, что происходит рядом – уход родителей и друзей, потеря здоровья.

Кризис – это конец или начало чего-то? 

 

И всё же, несмотря на внутреннее желание подвести итог и дать оценку происходящему в жизни до этого, кризис – это всегда стремление к приобретению нового. Это всегда надежда. Это одновременно завершение старого и начало нового.

А что на выходе? Кризис считается преодолённым, когда он даёт горизонты для реализации актуальных будущих задач. 

  1. Принятие ответственности за свою жизнь и за то, как эта жизнь проживается.
  2. Получение удовольствия от сделанного самим, а не от того, что предоставит кто-то.
  3. Отказ от идеализированной картинки жизни. Переход к реалистичным ожиданиям.
  4. Удовлетворение от простых житейских моментов: сделанного, увиденного, замеченного и т.д.
  5. Сосредоточение на решении адекватных возрасту и силам задач. Отказ от постановки глобальных задач.
  6. Принятие психической реальности и некоторых своих ограничений.

Подводя итог вышеперечисленному, если мы говорим про кризис среднего возраста, то главным приобретением может стать способность к творчеству – проявлению внутренней свободы и независимости. Как сказал К.-Г. Юнг, великий психоаналитик-психолог : «Кризис среднего возраста разделяет жизнь на две половины, и вторую половину уже невозможно прожить как первую. А самая большая ошибка – постоянно оглядываться назад, ведь слишком многое может остаться не пережитым».

Read More

Процесс психотерапии, или что мешает начать работу с психотерапевтом

Прийти на консультацию к психологу - для большинства людей дело непростое. Что уж говорить о решении пройти курс психотерапевтической работы. Даже сами психологи, для которых личная психотерапия является обязательной составляющей в профессии, могут достаточно долго решаться на приобретение такого опыта. Так чем же так пугает процесс психотерапии, что не даёт приступить к решению накопившихся проблем?

 

Разберёмся в нескольких причинах.

 

 

  1. Мои проблемы не такие уж серьёзные.

    Есть пациенты, которые ждут той предельной точки в физическом состоянии, когда отложить визит к врачу уже будет невозможно. Например, пока инфаркт не грянет, не дойдут до кардиолога. С психотерапией ещё сложнее. Где та предельная точка? Насколько должно стать плохо и невыносимо эмоционально? Многие оправдывают своё состояние мыслями типа: у всех проблемы, и у меня тоже, и что? Да, в чём-то они правы. Но мы все очень разные, и кто-то легче справляется со сложной ситуацией, а кто-то нет. Если есть проблема, лучше сразу её разрешить со специалистом, а не сравнивать и анализировать, как у других.

  2. Мне никто не сможет помочь - только я сам.

    Многие клиенты, которые доходят до меня, говорят, что много чего испробовали в плане самопомощи: слушали лекции, читали книги, занимались разными практиками. Но всё это не смогло оказать должного эффекта. Действительно, принять факт, что найдётся человек, который профессионально поможет разобраться во внутренних проблемах, очень непросто. И если появляется мотивация прийти в психотерапию, и ,тем более, остаться в ней, то большая часть проблемы, можно сказать, уже решена. Дело в том, что человек моментально запускает «программу»- есть проблема, и её можно и нужно решать. А это очень важно.

  3. В психотерапии нужно будет делиться самыми сокровенными и болезненными мыслями.

    Да, это очень пугает. Это как снимать повязку с ещё незажившей раны. Сама мысль о том, что нужно рассказывать о себе, многих ввергает в непростое состояние. Очень много сомнений: а нужно ли рассказывать, а поймёт ли меня психотерапевт, а не обвинит ли и не посмеётся ли надо мной? Психотерапевт же создаёт максимально доверительные отношения для раскрытия внутреннего мира человека. Работа всегда идёт в индивидуальном, только подходящем для этого клиента, темпе. Я, например, даю своим клиентам право не отвечать на какие-то мои вопросы, которые могут показаться чрезмерно болезненными. Только в атмосфере абсолютного доверия возможно дойти до глубоко скрытых чувств.

  4. Я боюсь, что стану зависимым от психотерапии.

    Эта мысль редко озвучивается, но встречается достаточно часто у людей, которые находятся в процессе психотерапии. С одной стороны, цель любой внутренней работы - стать более свободным и независимым, иметь собственные ресурсы для поддержки. Но, с другой, возникает страх потери реальной фигуры - психотерапевта. На самом деле, решение о том, что наступил момент завершения, всё же чаще стоит за клиентом. Психотерапевт же помогает завершить терапию более мягко и безболезненно.

  5. Психотерапия - это очень долго и затратно.

    Наверное, это самая первая мысль, которая может пугать при принятии решения о прохождении терапии. Она очень хорошо «тормозит» первый шаг. Да, в какой-то мере это так. Но, во-первых, современные психотерапевты всё же дают двигаться в том темпе, в котором удобно клиенту, а во-вторых, парадоксально, но находя внутренние ресурсы для самореализации, появляются и внешние возможности.

  6. Если я испытываю отрицательные чувства в психотерапии, значит ли это, что эта работа не для меня?

    В терапии невозможно испытывать только приятные чувства. Увы, но это так. Более того, бывает очень больно, может возникать сильная злость на психотерапевта. Это абсолютно нормально. Значит, всё идёт хорошо. Терапия «жива». Ведь всегда есть возможность это обсудить со специалистом. Правда, если на самых первых встречах с ним не возникает доверия, возможно конкретный метод терапии или терапевт не для вас.

  7. Психотерапия может ещё больше внести хаоса в мою жизнь.

    Отвечу кратко. Не может. Да, некоторые отношения с людьми могут измениться. Но цель любой терапии - научиться выстраивать удовлетворяющие отношения с людьми и с собой в первую очередь.

Всё то, что я описывала выше - процесс психотерапии и пугающие моменты в ней - я прошла и сама. Потому я знаю их хорошо изнутри.

 

А что думаете Вы?

 

Read More

Как заставить ребенка учиться. Советы психолога родителям

Плохая успеваемость или отсутствие желания учиться ввергают родителей ребенка в состояние беспомощности и уязвимости.

Но для одних родителей даже четверка – повод к разочарованию и переживанию. И, как говорится, это не проблема ребенка, а скорее проблема самого родителя. Речь в статье пойдет не о таких ситуациях. Мы обсудим то, как возможно помочь ребенку, у которого есть реальные серьезные проблемы в обучении.  Вопрос от родителей к педагогам и психологам чаще всего звучит именно так: «Как заставить ребенка учиться?» И здесь понятие «заставить» - не совсем корректное, поскольку оно не предполагает выявления причин проблем ребенка. Имеется в виду силовое воздействие – словом, физическим наказанием, даже денежным поощрением. А все силовые методы дают только кратковременные результаты, да и то не всегда. Мы будем рассматривать методы, которые имели бы не поверхностный, а более глубокий и долговременный результат. 

 

Сразу расставлю точки над «и». Ребенок, у которого есть проблемы с обучением в начальной школе и ребенок с проблемами в старшей школе – значительно отличаются. В каждом возрасте есть свои особенности неусвоения материала и отношения к учебе. И если неуспеваемость в младших классах скорее свидетельствует о несформированности учебной мотивации и достаточно низком объеме знаний, полученных в дошкольном возрасте, то в старшей школе речь идет скорее о поведенческих и эмоциональных факторах состояния ребенка.

 

Рассмотрим общие причины неуспеваемости ребенка с рекомендациями для родителей.

  1. Уровень знаний ребенка не соответствует уровню, категории учебного учреждения (школы).

    Казалось бы, очевидный факт, что в гимназии и лицее программа сложнее. Но, как показывает мой опыт, не всех родителей это останавливает. Когда ребенок находится среди более успешных одноклассников, то это зачастую отбивает у него желание учиться. Важно найти школу, которая бы соответствовала более-менее уровню знаний ребенка. Оценить реальные возможности ребенка родителям могут помочь педагоги-психологи.   
     
  2. Причиной снижения успеваемости могут быть проблемы, связанные с адаптацией к новым школьным условиям, например, переход из начальной в среднюю школу, из средней – в старшую;  новые требования, новые учителя. 

    Иногда смена класса или школы – настолько серьезный стресс для ребенка, что влечет моментальное снижение оценок и желания идти в школу. Здесь родителям важно дать ребенку время для адаптации, понаблюдать за ним, поддержать и не требовать сразу хороших оценок. 

  3. Ребенок в школе может быть втянут в серьезные конфликты с учителями или одноклассниками.

    Это очень серьезная причина. В этой ситуации дети обычно начинают прогуливать, в результате успеваемость снижается. Если Вам кажется, что ребенок что-то скрывает, поговорите с классным руководителем или школьным психологом, выясните ситуацию. Поговорите с самим ребенком, опять же в доверительно обстановке: что произошло, и как можно справиться с конфликтом. Буллинг – травля ребенка – очень частая причина, которая ведет к его изоляции. Иногда смена школы может быть выходом из такой сложной ситуации.

    Все вышеперечисленные причины неуспеваемости и отсутствия учебной мотивации носят внешний характер. Но зачастую всё может быть намного сложнее, и неуспешность ребенка – результат внутреннего конфликта, эмоциональных переживаний и даже страданий. 

  4. Ребенок (подросток) чрезмерно тревожен, неуверен в себе.

    Страх нового, неверие в свои возможности и силы – всё это может влиять на проблемы в учебе. При этом интеллект такого ребенка, как правило, в норме. Иногда от подростков я могу слышать что-то вроде: «Да лучше я двойку получу, чем выйду к доске. Мне всё равно».  Когда ребенок начинает постоянно избегать проблемных для него ситуаций, а не преодолевать их, конфликт разрешается именно компромиссом, в котором неуспеваемость – меньшее зло.

    Работа ребенка с психологом может существенно повлиять на его самооценку и помочь найти новые внутренние поддерживающие ресурсы.

  5. Ребенок (подросток) через неуспеваемость отреагирует травматичные, стрессовые ситуации, которые происходят в его семье.

 

Здесь можно привести в пример очень много разнообразных ситуаций. Например:

 

  • Второй сиблинг (брат или сестра) - успешный во всем, и родители постоянно ставят его в пример. Парадоксально, но ребенок в такой ситуации не начинает доказывать, что он тоже может. Наоборот, становится в позицию: да, я неудачник, мне никогда не добиться ничего, всё напрасно. 

  • В семье произошло трагическое стрессовое событие. Да, нередко развод родителей, смерть кого-либо из близких людей ввергают ребенка в депрессивное состояние. Все его силы уходят на то, чтобы справиться с травмой. И тут не до учебы. Частая ситуация в семье, когда родители живут или разводятся со скандалами, а ребенок таким образом привлекает к себе внимание через плохую учебу и нежелание учиться. То есть поле битвы в семье переносится на учебный процесс. Я всегда говорю родителям о том, что ребенок очень чувствителен к тому, что происходит в семье, и плохая учеба – сигнал о том, что что-то неладно внутри этой семьи. 

Подводя, как итог могу сказать, что вопрос, как заставить ребенка учиться, важно перевести в плоскость «что происходит в жизни ребенка такого, что ему сложно учиться?» И только разобравшись в причинах, можно действительно ему помочь справиться с такой непростой ситуацией. 

Read More

Развод, дети: советы психолога, как родители могут поддержать ребенка в сложной ситуации

Развод, является ли он долгопланируемым или спонтанным событием в семье, всегда вызывает много чувств и вопросов. Даже взрослые оказываются в ситуации беспомощности и потери жизненных ориентиров. Что же говорить о детях. Для ребенка рушится привычный мир. Двое взрослых, которые были всегда рядом, и без которых он не мыслит своей жизни, решили расстаться. И если взрослые начинают всё же выстраивать новый этап жизни, то ребенку предстоит сложная задача справиться с потерей совместной пары. Очень часто для родителей, задающих такую тему как развод, дети, советы психолога являются очень важными.  Тревога за ребенка – его состояние души, его будущее, - часто сопровождают родителей. Надеюсь, что эти советы помогут им создать для ребенка оптимальные условия для принятия факта развода.

 

  1. Ребенок должен знать правду о том, что родители планируют развод.

    Многие родители предпочитают скрыть от ребенка правду, руководствуясь, например, тем, что это может нанести вред психике. Они придумывают разные, порой фантастические объяснения (например, что родитель умер или уехал в длительную командировку). Почему родители так поступают? Возможно, причиной тому собственные страхи и невозможность увидеть правду. Да, ребенок-младенец ещё не задает вопросов, но трех-четырехлетка – вполне. Здесь важно самим взрослым донести правдивую информацию в спокойной и доброжелательной обстановке.

    Ребенок воспримет факт развода через призму эмоционального состояния своих родителей. Чем спокойнее и выдержаннее родители, тем спокойнее будет ребенок.

  2. Прояснить для ребенка, как будет складываться его дальнейшая жизнь.

    Мы с Вами уже говорили о том, что для детей развод – это крах привычного образа жизни. Поэтому очень важно рассказать ребенку, что и как измениться. Опять же, в спокойном и доброжелательном тоне. С кем останется жить ребенок, каков будет порядок встреч со вторым родителем, родственниками? В идеале родители всё обговаривают без судебных разбирательств, учитывая мнение ребенка. Но так бывает не всегда, к сожалению. Долгие судебные тяжбы, «дележка» ребенка – всё это наносит дополнительную травму детской психике. Сам развод – не такая травма как то, что может происходить после него.

  3. Помнить, что есть бывшие супруги, но не бывает бывших родителей, бывших бабушек и дедушек.

    Очень важно, дальновидно и мудро будет сохранить ребенку отношения, в которых он рос и развивался. С теми, к кому он очень привязан. Даже когда родители создают новые отношения, важно оставить ребенку выбор общаться с теми, кого он любит по-прежнему.

  4. Предложить ребенку самому выбрать место проживания с тем или иным родителем.

    По семейному законодательству этот выбор ребенок вправе сделать сам, достигнув 10-летнего возраста. Ребенок-подросток может вполне осознанно решить, с кем из родителей ему будет комфортнее проживать. Здесь важно, чтобы сам родитель оценил свои ресурсы по возможности проживания ребенка с ним.

  5. Перед родителями и близкими ребенка стоит важная задача – принять его чувства, эмоциональный ответ на травмирующую ситуацию.

    Дети - эгоцентристы и часто склонны думать, что именно они виновны в том, что произошло. Если это так, то задача родителей – опровергнуть такие мысли ребенка. Например, такими словами: «Ты винишь себя в сложившейся ситуации. Но мы сами так решили» и т.п.

Некоторое время ребенок может быть замкнутым, плаксивым или, наоборот, агрессивным. Быть рядом с ребенком, поддерживать его – главная задача обоих родителей.

 

Несомненно, когда в семье происходит развод,  дети - советы психологов это часто показывают,- должны быть окружены вниманием и заботой особенно. Да, иногда в отношениях двух людей развод - это единственно верное, оптимальное решение. В конце концов, ребенок это понимает и принимает с облегчением.

Read More

Когда ребёнок не хочет идти в детский сад. Лайфхаки от психолога в помощь родителям

Сразу оговорюсь, что речь в статье пойдёт об адаптации к детскому саду. Ситуации, когда ребёнок уже посещает садик, но просто что-то произошло, здесь мы не будем рассматривать -это тема отдельной статьи.

 

Итак, Вы приняли решение, что малыш будет посещать садик. Возможно, это решение продиктовано жизненной необходимостью. Например, Вам нужно выйти на работу. А, возможно, у Вас просто появилось желание побыть уже и без ребёнка, заняться своими делами, собой, вспомнить о своих увлечениях, хобби. Вы, наблюдая на прогулке за своим малышом, видели, с какой радостью он бежит к сверстникам, как его увлекают новые игрушки. И вот ребёнок записан в детский сад, прошли первые дни, а то, что рисовалось радостным и долгожданным, вдруг обратилось в сущий кошмар и ужас. Иногда это доводит родителей до мысли о том, а правильный ли выбор они сделали? Может, надо было нанять няню или оставить сидеть дома ребёнка с бабушкой? Я постараюсь развеять сомнения родителей, которые столкнулись со сложной ситуацией, когда ребёнок не хочет идти в детский сад.

 

Первое, что я хотела бы сделать, это поддержать родителей. Да, это непростой шаг. Особенно в современных условиях, когда много говорится и пишется о том, как важно ребёнку в первые годы напитаться, если можно так выразиться, материнской любовью. А сколько ужастиков про советское воспитание в детских садах живо до сих пор. Многие родители мне так и говорят : «Не хочу, чтобы с ребёнком происходило то же, что и со мной в детском саду…», не допуская даже мысли, что у ребёнка может быть совсем другая история. Я абсолютно уверена, что сепарация должна обязательно происходить и происходить вовремя. И к моменту обучения в школе опыт разлуки с родителями должен быть ребёнком пройден и проработан. Я не имею в виду разлуку на час-два, с няней или бабушкой. Я говорю о серьезном отделении, когда малыш погружается в абсолютно другую среду: с другими взрослыми, другими детьми, другими правилами и распорядками, другими характерами. Всё это значительно расширяет опыт маленького человека. Но этот мир так пугает, он совсем не такой, как был с мамой и папой. И вполне естественно и объяснимо, что ребёнок будет проявлять этот страх, а часто и злость. И если родители смогут поддержать его в этот непростой период, то он с удовольствием встретит эту новую жизнь.

 

Надеюсь, эти некоторые советы помогут родителям хорошо адаптировать ребёнка к садику.

  1. Возраст ребёнка. Это очень важный момент, ведь годовалый и трёхлетний малыши - это два абсолютно разных ребёнка. По мнению психологов, самый оптимальный возраст для детского сада- 2,5-3 года.  Это то время, когда у ребёнка появляется так называемая «константность объекта». То есть если мама ушла, то она не пропала насовсем, а вернётся. А вот у годовалого малыша этого ещё нет: мама ушла - я её больше не увижу. Конечно, годовалому ребёнку будет сложнее адаптироваться, что бы вы ни делали. И если ребёнок пошёл в детский сад вовремя- то есть в 2-3 года, это уже само по себе помогает справиться с адаптационными проблемами.

  2. Настрой родителей, матери в первую очередь. Это, пожалуй, самый главный момент. Ребёнок- существо очень тонко чувствующее. И если Вы сами «боитесь» детского сада, не говоря уже о страхе отделения от ребёнка, Вам будет сложно ему помочь. Когда Вы принимаете решение отдать ребёнка в садик, важно быть уверенным в том, что Вы делаете. Идеальный вариант - самим получать удовольствие от временной разлуки с ребёнком. Да-да, именно так. Я очень много встречаю в своей практике родителей, которые сами не могут справляться с расставанием с ребёнком. Важно, чтобы ребёнок видел и чувствовал Вашу уверенность, настойчивость и удовлетворение в этом первом опыте отделения.

  3. Поддержка ребёнка. Родителям важно стать как бы психотерапевтами своему ребёнку. Понятно, что хочется ему сказать, что «в садике так интересно и весело, там так много новых игрушек  новых друзей». Да, это всё так. Но это не очень согласуется с переживаниями малыша. Ведь ему на самом деле страшно и одиноко. То есть, что важно - это отреагировать состояние малыша. Например, такими словами: «Да, наверное, ты очень скучал по мне» или «Возможно, ты переживаешь, найдёшь ли новых друзей. Когда страшные и тревожные мысли проговариваются, они уже и не кажутся такими страшными.

  4. С кем ребёнку проще и спокойнее идти в детский сад? С папой? Отлично. Обычно мамы более эмоционально уязвимы, а мы уже говорили, как это влияет на эмоциональное состояние самого ребёнка. Например, папа или бабушка отводят в детский сад, а мама встречает.

  5. Дайте малышу взять с собой что-то из дома. Например, игрушку. Есть такое понятие в психоанализе, как «переходный объект», то есть что-то, что является как бы заменителем реального близкого объекта. Например, Вы в определённый период уже не будете укладываться в постель к ребёнку, когда он просит этого, а дадите любимую игрушку. Когда мама недоступна, подойдёт её «заменитель». Игрушка, к тому же, ещё и пахнет домом.

  6. Будьте впечатлены маленькими самостоятельными шагами ребёнка. Даже если ребёнок показывает, что всё плохо и ужасно в детском саду, старайтесь замечать и хвалить за достижения. Для абсолютного большинства детей взросление - желаемое состояние. 

  7. Не пугайтесь регресса в развитии ребёнка. Да, первая разлука - это стресс. Вполне возможно, что те навыки, которых достиг ребёнок, могут на некоторое время утратиться. Например, ребёнок, достигший контроля в туалетных навыках, может, придя в детский сад, начать писаться. Не стоит винить ребёнка. Отнеситесь к этому как к сопутствующей временной проблеме.

  8. Будьте на связи с воспитателями. Спрашивайте, как ребёнок проводит время без Вас, как и с кем играет, как реагирует на Ваш уход. Но не надо спрашивать ребёнка о воспитателях: добрые они или злые, как они ведут себя с детьми… Вообще, это вполне нормально, что один воспитатель для ребёнка «добрее», а другой «злее». Не ищите детский сад с двумя «добрыми» воспитателями - всё равно не найдёте. Ведь и Вы, как родитель, тоже периодически расщепляетесь на «хорошего»- когда любите, обнимаете, дарите подарки и «плохого»- когда наказываете, ругаете, лишаете чего-либо.  Воспитатели- Ваши соратники, а не враги.

Если писать списки достоинств и недостатков того, что ребёнок ходит в детский сад, то достоинств будет, несомненно, больше. Это опыт, который очень пригодится в школе, когда к проблеме сепарации добавятся взрослые требования к ребёнку. И хотя проблема того, что ребёнок не хочет идти в детский сад, действительно заставляет переживать многих родителей, уверена, преодолев первую трудность, будет легче принимать  последующие.

 

Успехов!

 

Read More

Как повысить самооценку подростку. Советы психолога родителям

 

То, что самооценка у подростков, мягко говоря, находится в «зоне турбулентности», не вызывает ни у кого сомнений. Любой, кто общался со «взрослым ребенком» – подростком, это знает. Вопрос: «Как повысить самооценку подростку?» - задают себе многие родители. Но чем реально родители могут помочь ребенку в этот непростой период? Попробуем разобраться, учитывая непростые метаморфозы, происходящие в его душе. 

 

Read More

Как пережить обиду, или так ли безобидно чувство обиды

Тема обиды заявляется как запрос на работу с психологом практически в более половине случаев. В другой половине эта тема все равно возникает так или иначе в дальнейшем. Так почему же это чувство становится настолько непереносимым и болезненным, что заводит в тупик отношения, вызывает эмоциональные страдания и даже физические болезни? 

 

Когда Вы слышите слово «обиделся», человек какого возраста представляется Вам? Правильно, ребенок. А ребенок какого возраста? Правильно, маленький ребенок.  Обида – достаточно раннее чувство. Оно нужно малышу, чтобы показать свою уязвимость, в некотором смысле обозначить собственные границы, взять «тайм-аут» в отношениях ( да-да, с мамой, с папой, со сверстниками). Но маленький ребенок достаточно просто и быстро справляется с обидой – забывает. А вот во взрослом возрасте это чувство может постоянно давать о себе знать и быть токсичным для отношений и внутреннего Я. 

 

Read More

Как говорить с детьми о смерти?

Первое, о чем думают родители и близкие ребенка – а надо ли вообще говорить (сообщать, если ребенок маленький, разговаривать с более старшим ребенком) с ребенком на эту тему. Взрослым хочется защитить психику ребенка, не травмировать еще больше. Часто в голове взрослых возникают такие мысли как « он еще ничего не понимает, потом когда-нибудь расскажем…», «да, ребенок все знает- не будем его еще больше травмировать разговорами о больном» и т.п.  Взрослые, сталкиваясь с собственной болью и отчаянием, всеми силами стремятся уберечь ребенка от непереносимых чувств. Но вот парадокс. Чем более закрыта тема смерти для ребенка, тем более она склонна жить и оказывать негативное воздействие на внутреннюю, эмоциональную жизнь ребенка.

Read More

Как пережить развод: рекомендации психолога

К решению о разводе супруги приходят по-разному. Иногда это спонтанное решение, когда в отношениях что-то стало последней каплей, иногда -  длительный, мучительный, сопровождающийся затяжными конфликтами, разрыв.

Read More

Страх родов и как с ним справляться : рекомендации психолога

Беременность. Это долгожданное событие наполнено не только радостью и счастьем, но и тревогами, волнением и страхами. В каждом триместре они свои : в первом – как будет сформирован организм малыша, во втором – хорошо ли он развивается . Но вот наступает третий триместр. Ребенок уже абсолютная реальность, когда мы можем даже говорить о его характере.  Родители выбирают имя и покупают приданое. Все почти готово. Осталось только родить. И здесь размеренная беременность превращается в массу вопросов, начиная от того, какой фирмы купить коляску до глубоких размышлений – какая я буду мать – проснется ли у меня материнский инстинкт, смогу ли я безопасно родить малыша, смогу ли я контролировать свое поведение во время родов?

Read More

Функция отца в психоанализе

Вопрос отцовства важен не только для личности и психоанализа, но также и для общества в целом. В эпоху, когда традиционная структура семьи меняется, а «родительство» не сводится к обязательному наличию мужчины и женщины, роль отца необходимо пересмотреть. Я только что прочитала книгу Мишель Обамы «Становление», и она приводит несколько замечательных примеров отцовства – роль ее отца в ее собственной жизни и роль, которую сыграл ее муж, Президент Барак Обама, в качестве отца нации. Я могла бы детальнее поговорить о президентстве как проявлении отцовства на национальном уровне, но дабы избежать политической окраски нашего обсуждения, давайте сконцентрируем внимание на функции отца на уровне личности.

Read More

Рождение матери

Для большинства женщин беременность и материнство являются удовольствием – по крайней мере, какое-то время. Однако, большинство матерей также испытывают тревогу, разочарование, вину, соперничество, депрессию, и даже злость и страх. 

Read More

Рождение ребенка – стресс или новые возможности для семьи?

Рождение нового члена семьи, даже если это долгожданное и планируемое событие, всегда сопровождается тревогами, страхами, нередко конфликтами, снижением взаимопонимания между супругами и во всей семейной системе. Если в семье рождается первенец, то молодые супруги должны впервые войти в роль родителей. Им нужно, по возможности, плавно соединить роли супругов и родителей, без значительного ущерба того и другого статуса.

Read More

Современный психоанализ в вопросах и ответах (руководство для тех, кто задумывается о получении психологической помощи).

Психоанализ – это всегда про «проблемы, корни которых уходят в детство»?Образ психоаналитика и психоанализа в целом устойчиво сформировался в 20 веке. Это, пожалуй, единственный вид психотерапии, при упоминании которого сразу возникают ассоциации. Т.е. о нем так много, казалось бы, известно. Но вот парадокс – за известной картинкой остается очень много интересного, важного и нового. Современный мир претерпел много изменений. Психотерапия в этом плане не осталась в стороне. Психоанализ тоже. Вот некоторые важные вопросы, ответы на которые помогут лучше понять, что такое психоанализ сегодня и принять решение о целесообразности прохождения психоаналитической психотерапии.

Read More

Проблема неполных семей

К сожалению, количество неполных семей растет год от года. Родителю и ребенку в неполной семье приходится решать трудные задачи по заполнению и компенсации важной поддерживающей фигуры. Проблема неполных семей включает в себя проблемы и трудности как родителя, так и ребёнка. Рассмотрим отдельно каждую из этих групп.

 

 

Read More

Энурез у детей: что нужно знать родителям о симптоме и лечении

Энурез (недержание мочи) у ребенка заставляет беспокоиться практически любого родителя. Проявление этого симптома не остается незамеченным – мокрое постельное и нижнее белье ребенка, частое внимание и контроль со стороны родителей, усиливающееся чувство вины и стыда, как у ребенка, так и самого родителя. Особенно энурез затрудняет процесс социализации ребенка. Например, если дома симптом можно скрыть, то в детском саду или школе он даёт о себе знать, и знать, как что-то постыдное и плохое.

Read More

Где должны спать дети? Что думают по этому поводу психологи

В своей практике, работая с родителями и детьми, очень часто поднимается вопрос о том, где должны спать дети – исключительно в своей кроватке или позволительно иногда малышу перебираться в родительскую постель. А может и в том, что ребенок постоянно спит с родителями, вовсе нет ничего страшного?  Иногда ответы родителей дают понимание особенностей развития ребенка и взаимоотношений в семье. Так, родители могут практиковать совместный сон с ребенком, потому что они чувствуют: их физическое присутствие дает чувство близости и защищенности. Тем не менее, важно учитывать, что потребность ребенка в близком контакте может меняться по мере его взросления.

 

В младенчестве ребенок обеспечивается комфортом почти исключительно через непосредственный тактильный контакт – прикосновения. Для малыша это основная потребность – находиться в непосредственной физической близости с родителями. Ребенок может засыпать на руках или рядом. Обычно мать тонко чувствует эту потребность и готова откликнуться на нее. Физическая близость нахождения ребенка с матерью даёт возможность хорошо реагировать на возникающие состояния – когда надо накормить, сменить подгузник, перевернуть и т.п.

 

Read More

Психотерапия ребенка: особенности и отличия от психотерапии взрослого

Так же как и в психотерапии взрослого, основными задачами в детской психотерапии являются помощь в улучшении эмоционального состояния, облегчение страдания, поиск новых ресурсов и способов решения возникающих внутренних и внешних конфликтов. Однако детский психотерапевт всегда помнит, что один из отличительных признаков ребенка-пациента в том, что его личность, в отличие от взрослого, еще не зрелая и пребывает в состоянии непрерывного изменения. Познавательная способность ребенка невелика, механизмы защиты хрупки, чувство страха возникает чрезмерно легко, вера в волшебство и всемогущество могут доминировать. Речь и язык ребенка не так развиты для возможности вербализации чувств.

Read More

Взгляд психолога на кризисы семейной жизни

Каждый человек в своей жизни в течение своего индивидуального развития переживает множество событий и ситуаций, которые, так или иначе, оказывают на него влияние. Развитие человека невозможно представить без преодоления трудностей. Первое отделение от матери, первая дружба и конфликты, первые успехи и горький опыт ошибок. К началу семейной жизни встречаются два человека с уже имеющимся у каждого за плечами жизненным багажом решенных и по каким-то причинам нерешенных собственных проблем. В первое время «багаж» проблем и трудностей супруги предпочитают как бы оставить в «камере хранения», и даже не замечать долгое время.

Read More

Психолог, психотерапевт, психиатр? В чем разница и специфика работы этих специалистов?

Очень часто приходится сталкиваться с вопросом, в чем разница между психиатром, психотерапевтом и психологом. Нередко можно услышать утверждение типа: «…Наверное, психолог мне уже не поможет. Нужен психотерапевт / психиатр…». Итак, в чем же разница? Психиатр – специалист с медицинским образованием, врач. Владеет знаниями в области диагностики психических заболеваний и их фармакологическим лечением. Врач-психиатр чаще ограничивается назначением фармакологического лечения. Однако, если он имеет дополнительное образование по специальности «Психотерапия», может заниматься также психотерапевтическим лечением.

 

Read More

Детская агрессия

Почти все родители испытывают недоумение, когда ребенок в первый раз делает что-то со злостью или даже с яростью. Как, прежде ласковый, мягкий и послушный ребенок, стал жестоким и агрессивным? Вот некоторые мысли для понимания того, что такое детская агрессия и как помогать ребенку, когда он становится чрезмерно агрессивным. Во-первых, важно понимать, что агрессия является естественным чувством и несет в себе защитную функцию. Испытывать ярость и агрессию в ответ на разные ситуации и на разных людей в жизни так же важно, как испытывать положительные эмоции. Это касается как взрослого человека, так и ребёнка. 

Read More

Как пережить измену и развод: взгляд психолога

Наша жизнь наполнена разными эмоциональными событиями и переживаниями – радостными и печальными, долгожданными и неожиданными, продолжительными и сиюминутными. Потеря близкого человека – травматична всегда. С уходом близкого, любимого человека мы теряем часть себя. Это всегда болезненно. Измена и развод иногда бывают не менее травматичны, чем даже смерть. В ситуации измены и развода происходит эмоциональная утрата. При этом, она осложнена ударом по нарциссическому Я – самооценке и сопровождаться может агрессией (как он/она допустил/а такое?), чувством вины, растерянностью, потерей ориентиров и смысла жизни. Чем больше и крепче привязанность, тем труднее сталкиваться с фактом предательства и разрыва. То, что для нас не имеет ценности, терять и отпускать всегда легче.

Read More

Послеродовая депрессия. Психологические аспекты

Рождение ребенка для женщины – особый период. Во-первых, это очень долгожданное событие, длящееся 9 месяцев, во-вторых, - эмоционально напряженное, наполненное волнениями, тревогами и заботами, в-третьих, зачастую сопровождающееся физическими изменениями и усталостью (беременность берет свое начало от слова «бремя»). И рождение ребенка - это кульминация, момент, символизирующий и означающий окончание беременности. Первые часы после рождения ребенка часто самые радостные для матери. Это время эмоциональной и физической передышки. Ведь закончилась неизвестность, остались позади страхи и тревоги, связанные с беременностью. 

Read More

Когда ребенку необходима помощь психолога? (рекомендации специалиста)

Начиная с самого раннего возраста, родители сталкиваются с огромным количеством вопросов, неуверенностью, сомнениями, связанными с развитием и воспитанием ребенка. Существуют периоды детского развития, события, которые являются наиболее эмоционально напряженными и конфликтными. Они могут быть связаны с внешними обстоятельствами, например, начало посещения детского сада, школы, переезды, развод родителей, потеря близких и т.п. А могут быть связаны также с естественными внутренними механизмами взросления ребенка. Например, физическое отделение от матери к первому году жизни, кризис «я-сам» в три года, подростковый период и др.

Read More

Ревность ребенка: причины и рекомендации психолога как преодолеть

Среди палитры чувств, которые испытывает человек, пожалуй, сложно найти наиболее эмоциональное и страстное, чем чувство ревности. Чрезмерное переживание ревности во взрослом возрасте иногда описывают как «одержимость», т.е. как абсолютную поглощенность с сопутствующими переживаниями – ненавистью, завистью, жадностью. Ошибочно полагать, что ревность – исключительно «взрослое» переживание. Каждый из нас, будучи ребенком, был знаком с этим чувством. 

Read More