Здравствуйте, Людмила!

Моей дочери 8 лет. В последнее время учительница в школе жалуется, что она стала замкнутой, боится отвечать у доски. Я у нее спрашивала, чего она боится. Но она ничего вразумительного мне не отвечает. Дома все хорошо. Но вот школа. Мне даже пришлось поговорить с учительницей, чтобы она ее спрашивала индивидуально, тет-а-тет. Особенно тяжело ей, когда такие уроки, что надо менять кабинет (например, урок музыки и физкультуры). То есть само по себе, что надо выйти из класса и перейти в другое место, уже напрягает ее. Очень боюсь, что со временем все только будет усугубляться. Семья у нас полная. Может, это как-то связано с рождением младшего брата (ему сейчас 11 мес.)? Чем мы, родители, можем помочь ей? Заранее благодарна! Светлана.

Здравствуйте, Светлана!

Ваше беспокойство за девочку понятно. Похоже, ей действительно непросто сейчас. Но из Вашего сообщения я поняла, что проблемы появились именно в последнее время. Если ничего подобного до этого не было, то, скорее всего имела место быть какая-то стрессовая ситуация. Попробуйте ненавязчиво, мягко расспросить ее о школе – как дела у нее там, что происходит, как проходит день, что нравится, а что нет и т.д. Важно не акцентировать пристальное внимание именно на проблемах. Но при этом можно предложить вместе подумать, почему вызывают волнение те или иные ситуации, как можно по-другому посмотреть на них.

По моему опыту подобные проблемы возникают у детей определенного склада характера. Это, чаще всего, послушные дети. Они следуют указаниям взрослых, редко проявляют агрессию, даже когда надо постоять за себя. Еще они бывают не по возрасту привязаны к родителям. Как раз Вы описываете ситуацию с ее сложностью покинуть свой класс и перейти в другой. Понаблюдайте за всеми перечисленными мной особенностями и попробуйте помочь Вашей девочке выстроить новые способы поведения. Чем именно можно помочь? Разговаривать, поддерживать в проявлении самостоятельности, понаблюдать за собой, родителями, — не часто ли критикуете, принимаете только «хорошее» поведение. Я часто спрашиваю у родителей на своих консультациях: «Не напоминает ли поведение ребенка кого-либо из них?» И часто оказывается, что у родителей те же тревоги и страхи. Ну, и конечно, мы не можем обойти вниманием факт рождения младшего сиблинга. Ревность, зависть, злость – целая гамма бурлящих чувств внутри ребенка накладывают отпечаток на поведение.