Главная Статьи
Что ребенок удерживает внутри себя, или психосоматика запоров у детей

Что ребенок удерживает внутри себя, или психосоматика запоров у детей

Записаться на приём
«Туалетная тема» беспокоит родительские умы на протяжении практически всего раннего детства малыша. Нет, пожалуй, серьезнее вопросов, чем как поел и как сходил в туалет.

А нарушения в этих важных делах вызывает тревогу и панику у матери. Еще бы…Рушится размеренная жизнь, простое физиологическое желание становится полем битвы, напряженности и постоянной озабоченности с обеих сторон. В итоге вымотаны оказываются все. В ход идут все средства: клизмы, слабительные, увещевания и запугивания типа «живот скоро лопнет», «какашки становятся ядом» и тому подобное. Наконец, подключается гастроэнтеролог, который не находит объективной причины расстройства и предлагает родителям подождать и пережить этот период или показаться психологу. Случаи, когда проблема решается сама собой, достаточно часты. Но не всегда. Ко мне, как к психологу, родители приходят уже не столько с проблемой запора, сколько в отчаянии и негодовании от того, что происходит с ребенком вообще. Мы начинаем разбираться в хитросплетениях отношений в семье и задаемся вопросом – «Зачем ребенку нужен этот симптом?». То есть в принципе там, где можно получать удовольствие от действия, происходить борьба и страдание. Я думаю, что психосоматика запоров у детей имеет под собой вполне конкретные эмоциональные причины.

Зачем ребенку прибегать к запору? Неочевидные причины:
Нормальный сон, аппетит, испражнение.
Это свидетельство хорошей коммуникации между мамой и маленьким ребенком. Это ответ малыша на удовлетворительную заботу и любовь. Покакать – наградить и отблагодарить маму. Запор – сбой в этой коммуникации. Каждый в этой диаде чего-то не додает. Здесь можно подумать, чего?
Контроль.
Туалет становится полем битвы – «кто кого?». Ребенок «прячет» — родитель «ищет». Каждый прибегает к своим способам контролировать ситуацию и добиться своего. Вспоминаю случай, когда сын таким образом заставлял маму заботиться о его теле, чтобы быть ближе и не расставаться.
Страх.
Страх (бессознательный) малыша потерять вместе с испражнением что-то «важное». Взрослому человеку это сложно представить – что же там можно потерять. А вот у мальчика 2-5 лет кастрационные фантазии могут выражаться в том числе и через запор. Данная фантазия никак не связана с отношениями с родителями, а указывает на внутренний невротический сбой.
Реакция на травматичное событие.
Эта причина встречается реже, в отличие, например, от энуреза и энкопреза. Чаще всего запором ребенок реагирует на рождение младшего сиблинга, смерть близкого, длительные конфликты между родителями.
Ребенок боится и не хочет взрослеть.
Отношения с родителями остаются на «младенческом» уровне – обслуживании тела.

Что же делать — ждать, когда само пройдет или работать с этим?

Если ситуация уже выходит из-под контроля и значительно осложняет жизнь, стоит все же начать разбираться. Психосоматика запоров у детей означает одно – проблемы решаются с помощью тела, а не простого переживания того или иного чувства. Там, где можно было, например, сказать : «мама, я злюсь» — тело придумывает свой сложный язык. Согласитесь, это намного проще и удобнее.

Как психолог может помочь ребенку с проблемой запоров? Из опыта моей работы

Когда я в первый раз встречаюсь с родителями и ребенком, обычно я начинаю с вопросов о симптоме. Например, для меня важно узнать такие важные моменты:

  • как появилась проблема и при каких обстоятельствах;
  • как справлялись и были ли улучшения;
  • для кого запор проблема в большей степени – для родителей или ребенка (здесь, конечно, имеет значение возраст ребенка);
  • страдает ли кто-либо еще в семье схожим симптомом;
  • как обстоят дела у ребенка со сном и питанием, как выстраивает отношения с родителями и со сверстниками;
  • испытывает ли ребенок страх перед чем-либо и как с ним справляется.

Как психолог я всегда оцениваю развитие ребенка в целом. Чем легче ребенок справляется в своей жизни с внешними обстоятельствами, чем более просто и ясно он устанавливает отношения со значимыми людьми, тем больше возможностей для эффективной и быстрой работы с симптомами. И это особенно верно в случае, например, когда запор возник у ребенка совсем недавно.

Необходимость в симптоме пропадает только тогда, когда он перестает быть «выгодным». Иными словами, ребенок должен найти другие способы справиться с переживаниями, непростыми чувствами и страхами.

По моим наблюдениям, как только ребенок получает возможность выговориться, не «запирая» чувства, симптом быстро пропадает, и в нем больше нет необходимости. С ребенком раннего возраста работа ведется в большей степени с родителями – через простые рекомендации о том, как лучше реагировать и выстраивать отношения с малышом, чтобы «туалетная» тема перестала быть столь актуальной, злободневной и выматывающей обе стороны.

С уважением, Алтыева Людмила. Профессиональный клинический психолог очно и онлайн.