Психотерапия ребенка: особенности и отличия от психотерапии взрослого

Так же как и в психотерапии взрослого, основными задачами в детской психотерапии являются помощь в улучшении эмоционального состояния, облегчение страдания, поиск новых ресурсов и способов решения возникающих внутренних и внешних конфликтов. Однако детский психотерапевт всегда помнит, что один из отличительных признаков ребенка-пациента в том, что его личность, в отличие от взрослого, еще не зрелая и пребывает в состоянии непрерывного изменения. Познавательная способность ребенка невелика, механизмы защиты хрупки, чувство страха возникает чрезмерно легко, вера в волшебство и всемогущество могут доминировать. Речь и язык ребенка не так развиты для возможности вербализации чувств.

Поскольку психика ребенка находится в состоянии созревания и роста, любой стресс вызывает страх и тревогу, регресс в развитии и установлении психических и телесных функций. Ребенок находится в тесной взаимосвязи и зависимости от родителей. Он перенимает способы реагирования родителей на те или иные события, перенимает эмоциональное состояние ( как бы «поддерживает» родителя в его эмоциональном состоянии). Родители могут быть основными источниками удовольствий, но также и источниками страхов. Существует целый ряд «факторов родительского риска», таких как: конфликтные отношения между родителями, распад семьи, насилие в семье, слишком жесткие родительские требования, либо «отстраняющееся» воспитание (про то, когда нужно обращаться к психологу, читайте в моей статье).

Исходя из этого можно определить следующие особенности детской психотерапии и ее отличия от психотерапии взрослого:

  1. Основной язык в психотерапии ребенка – игра. Вербализация ребенка не развита. Только в игре ребенок может отреагировать чувства и разрядить напряженность. Для этого детский психотерапевт создает все условия для возможности игры (специально подобранные игрушки, оборудование комнаты). Психотерапевт сам превращается в играющего.

  2. Тесное сотрудничество с родителями/семьей ребенка. Помощь психолога родителям ребенка напрямую влияет на изменение эмоционального состояния самого ребенка. Даже когда ребенок получает психологическую помощь, основными объектами в его жизни остаются родители. Чем младше ребенок, тем теснее взаимодействие психолога с родителями.

  3. Длительность психотерапии ребенка и взрослого значительно отличаются в силу того факта, что проблемы взрослого могли копиться годами. У ребенка это не так. К тому же детская психика является намного пластичнее, чем психика взрослого, что помогает с быстротой справляться с возникшими проблемами.

  4. Ребенок не сам приходит в психотерапию, в большинстве случаев его приводят родители. Ребенок может не понимать, почему его привели на лечение, а не редко отрицать и не желать этого (что характерно для подростков). Поэтому создание альянса – доверительных отношений и мотивации к работе – основная задача психотерапевта в работе с ребенком и семьей.

 

Условия начала и окончания работы, частота встреч с ребенком и родителями всегда оговариваются с семьей на предварительных диагностических встречах и могут меняться при необходимости в течении лечения.

 

Психолог Алтыева Людмила, 8 (812)920-23-18