Где должны спать дети? Что думают по этому поводу психологи

В своей практике, работая с родителями и детьми, очень часто поднимается вопрос о том, где должны спать дети – исключительно в своей кроватке или позволительно иногда малышу перебираться в родительскую постель. А может и в том, что ребенок постоянно спит с родителями, вовсе нет ничего страшного?  Иногда ответы родителей дают понимание особенностей развития ребенка и взаимоотношений в семье. Так, родители могут практиковать совместный сон с ребенком, потому что они чувствуют: их физическое присутствие дает чувство близости и защищенности. Тем не менее, важно учитывать, что потребность ребенка в близком контакте может меняться по мере его взросления.

 

В младенчестве ребенок обеспечивается комфортом почти исключительно через непосредственный тактильный контакт – прикосновения. Для малыша это основная потребность – находиться в непосредственной физической близости с родителями. Ребенок может засыпать на руках или рядом. Обычно мать тонко чувствует эту потребность и готова откликнуться на нее. Физическая близость нахождения ребенка с матерью даёт возможность хорошо реагировать на возникающие состояния – когда надо накормить, сменить подгузник, перевернуть и т.п.

 

 

Однако, к концу 1-2 года жизни ситуация меняется. В этот период мимика, жесты и слова становятся важнейшими составляющими общения родителя и ребенка. То, что некоторое время назад было важной и необходимой потребностью (непосредственный физический контакт) у ребенка, теперь переходит в иное качество. На смену приходит потребность в отделении. И если этого не происходит, то ребенок может чувствовать себя крайне незащищенным и зависимым без непосредственного физического присутствия родителей.

 

Сон для маленького ребенка, отход ко сну вызывают ощущение значительного разделения с родителем. Потому так важно найти способы, которые могли бы значительно смягчить эти болезненные переживания. Например, различные «смягчающие» ритуалы (поглаживания, чтение, игрушка, поцелуй) очень помогают в этом.

 

Риск постоянной физической близости (практика только совместного сна, затянувшееся грудное вскармливание, ношение ребенка) заключается в формировании примитивных зависимых отношений. И важно, чтобы безопасность являлась внутренним ощущением ребенка, а не поддерживалось исключительно физическими усилиями родителей извне.

 

Еще один немаловажный момент в эмоциональном развитии ребенка – признание им факта существования близких отношений родителей (как пары) и чувства исключенности из этих отношений. Поддержание родителями иллюзий у ребенка, что этих отношений нет или ради него не будет, способствует созданию эгоцентрической модели поведения и неспособности понимания, что у людей могут быть собственные потребности и мотивации в будущем. К сожалению, практика совместного сна поддерживает ощущение ребенка, что родители существуют исключительно для него. Разделение и отделение заставляют ребенка столкнуться с горькой реальностью, но только такой путь создает основу для формирования ощущения собственной безопасности, значимости и возможностей.

 

Подведу итог. Нет жесткой привязки по возрасту, когда и как ребенок должен начать практиковать раздельный сон. Но если Вы будете придерживаться следующих рекомендаций, сепарация, так необходимая для его развития, пройдет безболезненно и вовремя.

 

  1. Младенческий возраст (от 0 до 1,5 лет). Если младенец спит хорошо в своей кроватке, то необходимости укладывать его к себе, нет. Бывает, что в первые месяцы жизни ребенка маме проще положить его рядом, чтобы подольше и спокойнее поспать. Что ж, это может быть оптимальным вариантом, особенно учитывая эмоциональную и физическую усталость молодой мамы.

  2. Ранний возраст (от 1,5 до 3 лет). Малыш становится более самостоятельным – сам ест, пытается одеваться. Самое время предложить ему собственную детскую кроватку. Конечно, ребенок может очень сопротивляться, так как отсутствие непосредственной физической близости родителя может пугать. Как вариант, эта кроватка может находиться в комнате, где спят родители. Укладывая малыша, возможно посидеть с ним рядом, погладить, дать мягкую игрушку.

  3. Дошкольный возраст ( от 3 до 7 лет). Это возраст, когда многие родительские обслуживающие функции ребенок присваивает себе – теперь он сам контролирует не только свои физические потребности, но и эмоциональные.  То есть, по идее, он должен научиться самостоятельно справляться с некоторыми волнениями и страхами, постепенно сепарируясь от родителей. В этом возрасте оптимальным будет не только отдельная кровать, но и отдельная комната. Да, иногда ребенок может просыпаться ночью и прибегать к родителям, чтобы прикоснуться к ним и успокоиться. Но практика совместного сна в это возрасте должна быть завершена.

Интересно, что, казалось бы, простой вопрос «где должны спать дети?» должен просто решаться.  Но как часто у родителей он вызывает сомнения и переживания. Надеюсь, мои советы были полезными!

 

Психолог Алтыева Людмила, 8 (812)920-23-18