Совместный или раздельный сон с ребёнком? Рекомендации психолога родителям

В своей практике, работая с родителями и детьми, очень часто поднимается вопрос о том, где спит и как засыпает ребенок. Иногда ответы родителей дают понимание особенностей развития ребенка и взаимоотношений в семье. Так, родители могут практиковать совместный сон с ребенком, потому что они чувствуют: их физическое присутствие дает чувство близости и защищенности. Тем не менее, важно учитывать, что потребность ребенка в близком контакте может меняться по мере его взросления.

В младенчестве ребенок обеспечивается комфортом почти исключительно через непосредственный тактильный контакт – прикосновения. Для малыша это основная потребность – находиться в непосредственной физической близости с родителями. Ребенок может засыпать на руках или рядом. Обычно мать тонко чувствует эту потребность и готова откликнуться на нее. Физическая близость нахождения ребенка с матерью даёт возможность хорошо реагировать на возникающие состояния – когда надо накормить, сменить подгузник, перевернуть и т.п.

 

Однако, к концу 1-2 года жизни ситуация меняется. В этот период мимика, жесты и слова становятся важнейшими составляющими общения родителя и ребенка. То, что некоторое время назад было важной и необходимой потребностью (непосредственный физический контакт) у ребенка, теперь переходит в иное качество. На смену приходит потребность в отделении. И если этого не происходит, то ребенок может чувствовать себя крайне незащищенным и зависимым без непосредственного физического присутствия родителей.

 

Сон для маленького ребенка, отход ко сну вызывают ощущение значительного разделения с родителем. Потому так важно найти способы, которые могли бы значительно смягчить эти болезненные переживания. Например, различные «смягчающие» ритуалы (поглаживания, чтение, игрушка, поцелуй) очень помогают в этом.

 

Риск постоянной физической близости (практика только совместного сна, затянувшееся грудное вскармливание, ношение ребенка) заключается в формировании примитивных зависимых отношений. И важно, чтобы безопасность являлась внутренним ощущением ребенка, а не поддерживалось исключительно физическими усилиями родителей извне.

 

Еще один немаловажный момент в эмоциональном развитии ребенка – признание им факта существования близких отношений родителей (как пары) и чувства исключенности из этих отношений. Поддержание родителями иллюзий у ребенка, что этих отношений нет или ради него не будет, способствует созданию эгоцентрической модели поведения и неспособности понимания, что у людей могут быть собственные потребности и мотивации в будущем. К сожалению, практика совместного сна поддерживает ощущение ребенка, что родители существуют исключительно для него. Разделение и отделение заставляют ребенка столкнуться с горькой реальностью, но только такой путь создает основу для формирование ощущения собственной безопасности, значимости и возможностей.

 

Психолог Алтыева Людмила, 8 (812)920-23-18