Главная Статьи
Энурез у детей: что нужно знать родителям о симптоме и лечении

Энурез (недержание мочи) у ребенка заставляет беспокоиться практически любого родителя. Проявление этого симптома не остается незамеченным – мокрое постельное и нижнее белье ребенка, частое внимание и контроль со стороны родителей, усиливающееся чувство вины и стыда, как у ребенка, так и самого родителя. Особенно энурез затрудняет процесс социализации ребенка.

Например, если дома симптом можно скрыть, то в детском саду или школе он даёт о себе знать, и знать, как что-то постыдное и плохое.

Одно из самых серьезных заблуждений, на мой взгляд, расхожее утверждение среди родителей и, нередко, врачей – утверждение, что до 5ти лет проявление энуреза у детей – это нормально. Это абсолютно не так. Энурезом у маленького ребенка можно считать начавшееся недержание после стойкого «сухого» периода. Таким образом, если, например, у 2-3 летки был уже сформирован и закреплен туалетный навык, то начавшееся недержание можно диагностировать как энурез. Так же, если у ребенка до 2-4 лет не было никогда «сухого» периода – это является симптомом энуреза.

Одна из самых частых ошибок родителей – ожидание, «когда пройдет само» и «лечение» энуреза памперсами. Это самые непродуктивные меры, на мой взгляд. Как и наоборот, излишне чрезмерное волнение родителей из-за одного эпизода.

Причины энуреза у детей
Соматическая (инфекции МВП и другие заболевания, вызывающие симптом энуреза).
Эту причину следует первой исключить или обследовать, посетив соответствующих профильных специалистов (педиатр, нефролог, невролог). Опытный психолог, работающий с ребенком с энурезом, обязательно расспросит родителей о его медицинском обследовании и результатах.
Эмоциональная (стрессовая).
Недержание мочи как проявление реакции на стресс. Например, маленький ребенок, у которого только выработан навык пользования туалетом, может потерять этот навык в ситуации испуга, болезни, длительной разлуки с матерью или ревностью на фоне рождения младшего ребёнка и т.п. В данном случае помощь специалистов может не понадобиться, поскольку, как только фактор стресса будет удален и ребенок окажется в благоприятных условиях, симптом уходит.
Невротическая причина, когда симптом «обслуживает» серьезный невротический конфликт ребенка.
Это одна из самых сложных для коррекции ситуаций. Чаще всего с этой причиной родители обращаются за помощью к психологу, так как все медицинские обследования и лечение были пройдены и не дали результата.

Дело в том, что, как это ни парадоксально, но ребенок с энурезом невротического генеза, может получать «выгоду» — облегчение через свой симптом. Происходит это, когда у ребенка недостаточно возможностей выразить и решить проблему эмоционально (например, через гнев, страх). Энурез в этой ситуации – своего рода симптом, который дает облегчение и выгоду. Когда родители приводят на консультацию ребенка с невротической причиной знуреза, на вопрос специалиста о возможных причинах, они отвечают, что ничего подобного не было. Но практически всегда отмечают эмоциональные особенности такого ребенка – замкнутость или чрезмерную гиперактивность, повышенную тревожность, проблемы адаптации.

Именно ребенку с невротической природой энуреза хорошим и адекватным методом лечения может статьпсихотерапевтическая/психологическая помощь.

Для специалиста-психолога важно понимать и дифференцировать проявление симптома: как часто бывает? В каких ситуациях? Только в ночное время или и днем? Как ребенок и родители относятся к проблеме? Ответы на эти вопросы помогают найти эффективные способы в лечении.

Cпособы помощи ребенку с энурезом

Родители часто спрашивают меня о том, чем они могут помочь своему ребенку. Вот некоторые рекомендации.

Неэффективные способы помощи ребенку с энурезом:

• наказания, упреки и игнорирование со стороны родителей;
  • подгузник как единственное средство, чтобы справиться с проблемой;
  • постоянный контроль, напоминания, высаживания в туалет, подъем ребенка ночью.

Эффективные способы помощи ребенку с энурезом:

• эмоциональная поддержка ребенка без отрицания проблемы;
  • обучение ребенка способам, которые помогут ему взять ответственность и осознать проблему;
  • если в течение 3-6 мес. проблема не уходит, следует обратиться к специалистам, которые помогут выявить причины и назначить соответствующее лечение.