Проблема неполных семей

К сожалению, количество неполных семей растет год от года. Родителю и ребенку в неполной семье приходится решать трудные задачи по заполнению и компенсации важной поддерживающей фигуры. Проблема неполных семей включает в себя проблемы и трудности как родителя, так и ребёнка. Рассмотрим отдельно каждую из этих групп.

 

 

Проблемы и трудности родителя, который в одиночку воспитывает ребенка/детей:

  • отсутствие помощника и компаньона в разделении финансовых, физических, бытовых проблем, связанных с развитием и воспитанием ребенка;

  •  отсутствие эмоциональной и психологической поддержки, которая чрезвычайно важна в воспитании ребенка.

    Родитель, который преимущественно один занимается воспитанием, неизбежно может сталкиваться с чувством вины перед ребенком за отсутствующего другого родителя, с чувством стыда перед друзьями, учителями, социальными институтами. Родитель как если бы должен оправдываться за свое положение. Это само по себе негативно сказывается на самооценке и самоидентичности родителя. Особенно тяжелой может быть ситуация, когда второй отсутствующий родитель оказался инициатором разрыва отношений и отказался поддерживать отношения и участвовать в жизни бывшего супруга и ребенка. В этой ситуации особенно важна помощь психолога.

Проблемы и трудности ребенка, который воспитывается в неполной семье:

  •  проблемы социализации и обучения.

    Когда один родитель занимается преимущественно уходом за ребенком, второй «открывает» ребенку внешний мир: читает, играет, объясняет. В полных семьях родители могут меняться ролями и функциями. В неполной семье одному родителю чрезвычайно тяжело выполнять эти функции. Социальная жизнь ребенка становится обделенной.

  • проблемы половой идентификации.

    Для того, чтобы полноценно социально функционировать во взрослой жизни, ребенку очень важно наблюдать, как обязанности в семье могут распределяться между мужчиной и женщиной. В полной семье ребенок может «примерять» роли мамы и папы. В неполной семье у ребенка такой возможности нет.

  •  проблемы эмоционального развития.

    Для ребенка очень важно понимать, что даже в случае конфликта, обиды или другой тяжелой ситуации у него есть второй человек, на которого можно эмоционально опереться. Как вы понимаете, в неполной семье ребенку это сделать очень трудно.

    Это – «зоны риска», в которые могут попасть ребенок и родитель. Но всегда ли неполная семья – травмирующий фактор для ребенка? Парадоксально, но совсем не всегда. В моей практике, например, большинство детей, которых родители приводят в терапию, воспитываются в полных семьях. Таким образом, один родитель может обеспечить ребенку эмоционально полноценную жизнь, тогда как в полной семье ребенок может быть этого лишен.

Анализ неполных семей, в которых ребенок имеет возможность хорошо и полноценно эмоционально развиваться, помогло сделать мне следующие важные выводы:

  1. Родитель, который один воспитывает ребенка, имеет физическую и эмоциональную поддержку близких родственников. Такой родитель очень нуждается в том, чтобы о нем тоже заботились. Это помогает ему разряжать усталость и негативные переживания, с которыми неизбежно сталкивается родитель.

  2. Родитель, находясь в паре с ребенком, оставляет «место» для возможных отношений с третьим. Например, женщина, воспитывая ребенка одна, может допускать и желать, чтобы рядом с ней был мужчина. В первую очередь – «мужчина для нее», а не «отец для ребенка».

  3. Родитель хорошо справляется с непростыми внутренними переживаниями, такими как стыд, вина за свое положение; находит внутренние ресурсы не только на ребенка, но и на себя (работа, хобби, отношения).

Психолог Алтыева Людмила, 8 (812)920-23-18