Как заставить ребенка учиться. Советы психолога родителям

Плохая успеваемость или отсутствие желания учиться ввергают родителей ребенка в состояние беспомощности и уязвимости.

Но для одних родителей даже четверка – повод к разочарованию и переживанию. И, как говорится, это не проблема ребенка, а скорее проблема самого родителя. Речь в статье пойдет не о таких ситуациях. Мы обсудим то, как возможно помочь ребенку, у которого есть реальные серьезные проблемы в обучении.  Вопрос от родителей к педагогам и психологам чаще всего звучит именно так: «Как заставить ребенка учиться?» И здесь понятие «заставить» - не совсем корректное, поскольку оно не предполагает выявления причин проблем ребенка. Имеется в виду силовое воздействие – словом, физическим наказанием, даже денежным поощрением. А все силовые методы дают только кратковременные результаты, да и то не всегда. Мы будем рассматривать методы, которые имели бы не поверхностный, а более глубокий и долговременный результат. 

 

Сразу расставлю точки над «и». Ребенок, у которого есть проблемы с обучением в начальной школе и ребенок с проблемами в старшей школе – значительно отличаются. В каждом возрасте есть свои особенности неусвоения материала и отношения к учебе. И если неуспеваемость в младших классах скорее свидетельствует о несформированности учебной мотивации и достаточно низком объеме знаний, полученных в дошкольном возрасте, то в старшей школе речь идет скорее о поведенческих и эмоциональных факторах состояния ребенка.

 

Рассмотрим общие причины неуспеваемости ребенка с рекомендациями для родителей.

  1. Уровень знаний ребенка не соответствует уровню, категории учебного учреждения (школы).

    Казалось бы, очевидный факт, что в гимназии и лицее программа сложнее. Но, как показывает мой опыт, не всех родителей это останавливает. Когда ребенок находится среди более успешных одноклассников, то это зачастую отбивает у него желание учиться. Важно найти школу, которая бы соответствовала более-менее уровню знаний ребенка. Оценить реальные возможности ребенка родителям могут помочь педагоги-психологи.   
     
  2. Причиной снижения успеваемости могут быть проблемы, связанные с адаптацией к новым школьным условиям, например, переход из начальной в среднюю школу, из средней – в старшую;  новые требования, новые учителя. 

    Иногда смена класса или школы – настолько серьезный стресс для ребенка, что влечет моментальное снижение оценок и желания идти в школу. Здесь родителям важно дать ребенку время для адаптации, понаблюдать за ним, поддержать и не требовать сразу хороших оценок. 

  3. Ребенок в школе может быть втянут в серьезные конфликты с учителями или одноклассниками.

    Это очень серьезная причина. В этой ситуации дети обычно начинают прогуливать, в результате успеваемость снижается. Если Вам кажется, что ребенок что-то скрывает, поговорите с классным руководителем или школьным психологом, выясните ситуацию. Поговорите с самим ребенком, опять же в доверительно обстановке: что произошло, и как можно справиться с конфликтом. Буллинг – травля ребенка – очень частая причина, которая ведет к его изоляции. Иногда смена школы может быть выходом из такой сложной ситуации.

    Все вышеперечисленные причины неуспеваемости и отсутствия учебной мотивации носят внешний характер. Но зачастую всё может быть намного сложнее, и неуспешность ребенка – результат внутреннего конфликта, эмоциональных переживаний и даже страданий. 

  4. Ребенок (подросток) чрезмерно тревожен, неуверен в себе.

    Страх нового, неверие в свои возможности и силы – всё это может влиять на проблемы в учебе. При этом интеллект такого ребенка, как правило, в норме. Иногда от подростков я могу слышать что-то вроде: «Да лучше я двойку получу, чем выйду к доске. Мне всё равно».  Когда ребенок начинает постоянно избегать проблемных для него ситуаций, а не преодолевать их, конфликт разрешается именно компромиссом, в котором неуспеваемость – меньшее зло.

    Работа ребенка с психологом может существенно повлиять на его самооценку и помочь найти новые внутренние поддерживающие ресурсы.

  5. Ребенок (подросток) через неуспеваемость отреагирует травматичные, стрессовые ситуации, которые происходят в его семье.

 

Здесь можно привести в пример очень много разнообразных ситуаций. Например:

 

  • Второй сиблинг (брат или сестра) - успешный во всем, и родители постоянно ставят его в пример. Парадоксально, но ребенок в такой ситуации не начинает доказывать, что он тоже может. Наоборот, становится в позицию: да, я неудачник, мне никогда не добиться ничего, всё напрасно. 

  • В семье произошло трагическое стрессовое событие. Да, нередко развод родителей, смерть кого-либо из близких людей ввергают ребенка в депрессивное состояние. Все его силы уходят на то, чтобы справиться с травмой. И тут не до учебы. Частая ситуация в семье, когда родители живут или разводятся со скандалами, а ребенок таким образом привлекает к себе внимание через плохую учебу и нежелание учиться. То есть поле битвы в семье переносится на учебный процесс. Я всегда говорю родителям о том, что ребенок очень чувствителен к тому, что происходит в семье, и плохая учеба – сигнал о том, что что-то неладно внутри этой семьи. 

Подводя, как итог могу сказать, что вопрос, как заставить ребенка учиться, важно перевести в плоскость «что происходит в жизни ребенка такого, что ему сложно учиться?» И только разобравшись в причинах, можно действительно ему помочь справиться с такой непростой ситуацией.