Когда ребёнок не хочет идти в детский сад. Лайфхаки от психолога в помощь родителям

Сразу оговорюсь, что речь в статье пойдёт об адаптации к детскому саду. Ситуации, когда ребёнок уже посещает садик, но просто что-то произошло, здесь мы не будем рассматривать -это тема отдельной статьи.

 

Итак, Вы приняли решение, что малыш будет посещать садик. Возможно, это решение продиктовано жизненной необходимостью. Например, Вам нужно выйти на работу. А, возможно, у Вас просто появилось желание побыть уже и без ребёнка, заняться своими делами, собой, вспомнить о своих увлечениях, хобби. Вы, наблюдая на прогулке за своим малышом, видели, с какой радостью он бежит к сверстникам, как его увлекают новые игрушки. И вот ребёнок записан в детский сад, прошли первые дни, а то, что рисовалось радостным и долгожданным, вдруг обратилось в сущий кошмар и ужас. Иногда это доводит родителей до мысли о том, а правильный ли выбор они сделали? Может, надо было нанять няню или оставить сидеть дома ребёнка с бабушкой? Я постараюсь развеять сомнения родителей, которые столкнулись со сложной ситуацией, когда ребёнок не хочет идти в детский сад.

 

Первое, что я хотела бы сделать, это поддержать родителей. Да, это непростой шаг. Особенно в современных условиях, когда много говорится и пишется о том, как важно ребёнку в первые годы напитаться, если можно так выразиться, материнской любовью. А сколько ужастиков про советское воспитание в детских садах живо до сих пор. Многие родители мне так и говорят : «Не хочу, чтобы с ребёнком происходило то же, что и со мной в детском саду…», не допуская даже мысли, что у ребёнка может быть совсем другая история. Я абсолютно уверена, что сепарация должна обязательно происходить и происходить вовремя. И к моменту обучения в школе опыт разлуки с родителями должен быть ребёнком пройден и проработан. Я не имею в виду разлуку на час-два, с няней или бабушкой. Я говорю о серьезном отделении, когда малыш погружается в абсолютно другую среду: с другими взрослыми, другими детьми, другими правилами и распорядками, другими характерами. Всё это значительно расширяет опыт маленького человека. Но этот мир так пугает, он совсем не такой, как был с мамой и папой. И вполне естественно и объяснимо, что ребёнок будет проявлять этот страх, а часто и злость. И если родители смогут поддержать его в этот непростой период, то он с удовольствием встретит эту новую жизнь.

 

Надеюсь, эти некоторые советы помогут родителям хорошо адаптировать ребёнка к садику.

  1. Возраст ребёнка. Это очень важный момент, ведь годовалый и трёхлетний малыши - это два абсолютно разных ребёнка. По мнению психологов, самый оптимальный возраст для детского сада- 2,5-3 года.  Это то время, когда у ребёнка появляется так называемая «константность объекта». То есть если мама ушла, то она не пропала насовсем, а вернётся. А вот у годовалого малыша этого ещё нет: мама ушла - я её больше не увижу. Конечно, годовалому ребёнку будет сложнее адаптироваться, что бы вы ни делали. И если ребёнок пошёл в детский сад вовремя- то есть в 2-3 года, это уже само по себе помогает справиться с адаптационными проблемами.

  2. Настрой родителей, матери в первую очередь. Это, пожалуй, самый главный момент. Ребёнок- существо очень тонко чувствующее. И если Вы сами «боитесь» детского сада, не говоря уже о страхе отделения от ребёнка, Вам будет сложно ему помочь. Когда Вы принимаете решение отдать ребёнка в садик, важно быть уверенным в том, что Вы делаете. Идеальный вариант - самим получать удовольствие от временной разлуки с ребёнком. Да-да, именно так. Я очень много встречаю в своей практике родителей, которые сами не могут справляться с расставанием с ребёнком. Важно, чтобы ребёнок видел и чувствовал Вашу уверенность, настойчивость и удовлетворение в этом первом опыте отделения.

  3. Поддержка ребёнка. Родителям важно стать как бы психотерапевтами своему ребёнку. Понятно, что хочется ему сказать, что «в садике так интересно и весело, там так много новых игрушек  новых друзей». Да, это всё так. Но это не очень согласуется с переживаниями малыша. Ведь ему на самом деле страшно и одиноко. То есть, что важно - это отреагировать состояние малыша. Например, такими словами: «Да, наверное, ты очень скучал по мне» или «Возможно, ты переживаешь, найдёшь ли новых друзей. Когда страшные и тревожные мысли проговариваются, они уже и не кажутся такими страшными.

  4. С кем ребёнку проще и спокойнее идти в детский сад? С папой? Отлично. Обычно мамы более эмоционально уязвимы, а мы уже говорили, как это влияет на эмоциональное состояние самого ребёнка. Например, папа или бабушка отводят в детский сад, а мама встречает.

  5. Дайте малышу взять с собой что-то из дома. Например, игрушку. Есть такое понятие в психоанализе, как «переходный объект», то есть что-то, что является как бы заменителем реального близкого объекта. Например, Вы в определённый период уже не будете укладываться в постель к ребёнку, когда он просит этого, а дадите любимую игрушку. Когда мама недоступна, подойдёт её «заменитель». Игрушка, к тому же, ещё и пахнет домом.

  6. Будьте впечатлены маленькими самостоятельными шагами ребёнка. Даже если ребёнок показывает, что всё плохо и ужасно в детском саду, старайтесь замечать и хвалить за достижения. Для абсолютного большинства детей взросление - желаемое состояние. 

  7. Не пугайтесь регресса в развитии ребёнка. Да, первая разлука - это стресс. Вполне возможно, что те навыки, которых достиг ребёнок, могут на некоторое время утратиться. Например, ребёнок, достигший контроля в туалетных навыках, может, придя в детский сад, начать писаться. Не стоит винить ребёнка. Отнеситесь к этому как к сопутствующей временной проблеме.

  8. Будьте на связи с воспитателями. Спрашивайте, как ребёнок проводит время без Вас, как и с кем играет, как реагирует на Ваш уход. Но не надо спрашивать ребёнка о воспитателях: добрые они или злые, как они ведут себя с детьми… Вообще, это вполне нормально, что один воспитатель для ребёнка «добрее», а другой «злее». Не ищите детский сад с двумя «добрыми» воспитателями - всё равно не найдёте. Ведь и Вы, как родитель, тоже периодически расщепляетесь на «хорошего»- когда любите, обнимаете, дарите подарки и «плохого»- когда наказываете, ругаете, лишаете чего-либо.  Воспитатели- Ваши соратники, а не враги.

Если писать списки достоинств и недостатков того, что ребёнок ходит в детский сад, то достоинств будет, несомненно, больше. Это опыт, который очень пригодится в школе, когда к проблеме сепарации добавятся взрослые требования к ребёнку. И хотя проблема того, что ребёнок не хочет идти в детский сад, действительно заставляет переживать многих родителей, уверена, преодолев первую трудность, будет легче принимать  последующие.

 

Успехов!

 

Если Вы хотите получить профессиональную помощь психолога по проблеме адаптации к детскому саду, можете связаться со мной по телефону 8 (812) 920-23-18.