Как психолог работает с детьми. Взгляд изнутри детской психотерапии

Когда родители приводят в терапию детей, перед ними возникает много вопросов касательно предстоящей работы. И когда решение о совместной работе принято, родителей часто интересует – как психолог работает с детьми, как будут проходить родительские встречи, как то, что будет происходить в кабинете, повлияет на развитие и эмоциональное состояние ребенка. Кабинет психолога – место, где рассказывается самое сокровенное, тайное, открываются самые уязвимые чувства и мысли. И это естественно, что родителям хочется приоткрыть дверь и ещё больше узнать своего ребёнка, чтобы лучше его понимать.

 

В этой статье я хотела бы показать родителям то, что обычно скрыто от их глаз. 

 

Первый этап. Знакомство с ребёнком через семью.

 

Обычно самую первую информацию я получаю непосредственно от родителей. Это может быть телефонный звонок, в ходе которого мать или отец рассказывают о проблемах ребенка. А может быть первая консультация, на которой уже более подробно я узнаю детали его жизни. Практически всегда на первую консультацию я приглашаю только родителей без ребёнка. По их описанию, по предоставленной ими информации я в голове уже создаю портрет, фантазирую, какой этот маленький человек, который скоро придёт ко мне. Интересная деталь: иногда бывает так, что образ ребёнка, который предоставляют родители, разительно отличается от реального образа ребёнка.

Встреча  с родителями – важнейшая информация о жизни семьи, взаимоотношениях внутри, роли ребёнка в этих отношениях. Как психолог я задаю себе много вопросов до первой встречи с ребёнком: что происходит с его матерью и отцом, что за события могли сильно повлиять на семейные проблемы и проблемы ребёнка, как стараются справляться и получается ли это. Моя задача – помочь не только ребёнку, но и его близкому окружению, от которых фактически зависит всё то, что с ним происходит.

 

Второй этап. Знакомство с ребенком. 

 

В моей голове уже есть образ ребёнка, и я знаю его историю. Но всё равно, каждый раз первая встреча – очень волнительный момент. Для любого человека, переступающего порог кабинета психолога, свойственно испытывать тревогу и даже страх. Для детей особенно. Поэтому так важно создать обстановку доверия и безопасности. Я всегда при первой встрече рассказываю ребёнку о том, почему мы встретились, о чём тревожатся его родители, что я уже знаю о нём. Мы знакомимся. В зависимости от возраста ребёнка я предлагаю ему игрушки, бумагу, карандаши или мы просто начинаем разговаривать о нём. В эту первую встречу мне важно услышать от ребёнка или понять:

  1. Проблема у ребёнка действительно существует или это родители чрезмерно волнуются (особенно это часто я наблюдаю у гиперответственных родителей).
  2. Проблемы заставляют страдать самого ребёнка или их видит только семья.
  3. Насколько ребёнок готов к сотрудничеству, а что в его поведении может мешать дальнейшему взаимодействию.
  4. Оценка уровня эмоционального, психического и интеллектуального развития. Мне нужно начать разговаривать с ребёнком на том языке, который ему наиболее доступен.
  5. Обычно последний вопрос на первой встрече звучит так – хотел бы он снова встретиться и понравилось ли ему сегодня. Дети, которые без проблем коммуницируют, обычно отвечают на него утвердительно. А вот для некоторых детей разлука с родителями даже на 50 минут – серьёзное испытание. В любом случае, все эти проявления поведения – бесценная информация для понимания ребёнка.

3 этап. Начало работы с ребёнком.

 

После первых встреч с ребёнком (а их обычно у меня 3-5), я снова встречаюсь с родителями. Во-первых, я делюсь своими впечатлениями, выдвигаю гипотезы, ещё раз интересуюсь их видением проблемы. Во-вторых, готовность родителей к работе не всегда очевидна. Но если все готовы к тому, чтобы что-то менять, результат, скорее всего, будет только положительным. 

 

4 этап. Непосредственная работа с ребёнком и родителями.

 

Обычно к началу этого этапа уже проведён большой важный объём работы – диагностический. Дальше происходит то, что помогает ребёнку встреча за встречей обретать новые силы, использовать новые возможности и навыки, новые способы справляться с существующими проблемами.

Конечно, здесь описаны не все нюансы того, как обычно психолог работает с детьми. Но личные встречи родителей со специалистом помогают найти ответы на все актуальные вопросы.