Ребенок 6 лет. Советы психолога: что нужно знать и уметь в этом возрасте

Многие родители задумываются о том, что должен знать и уметь их ребенок в определенном возрасте. А если, к тому же, скоро в школу? Меня часто спрашивают о том, на что надо обратить внимание, когда в семье подрастает ребенок 6 лет. Советы психологов и мои рекомендации, надеюсь, помогут предстоящей адаптации к школьной жизни. Проанализируйте, всё ли в порядке с этими навыками у Вашего малыша. 

 

 

  1. Игровая деятельность.
    В 6 лет игра находится практически на пике своего расцвета. Причем не просто манипуляции с игрушками. Это должны быть разнообразные фантазийно придуманные ситуации. Особенно преобладает сюжетно-ролевая игра. То есть ребенок отдает предпочтение сюжетам из собственной жизни. Ему хочется, чтобы всё было почти как «по-настоящему».  Чем больше развито воображение у ребенка, тем сложнее и интереснее сюжет игры.
    Важно:  играйте с ребенком не только в интеллектуальные и логические, но и в сюжетно-ролевые игры. Ведь через год на них будет очень мало времени. А еще с помощью таких игр ребенок учится справляться со сложными, иногда пугающими ситуациями.

  2. Взаимодействие со сверстниками.
    На первый план выходит сотрудничество. Ребенок 6 лет оттачивает свои коммуникативные навыки. Например, еще год назад он скорее просто эмоционально отреагировал происходящую ситуацию – обижался, злился и т.п.  А теперь он умеет договориться и предложить альтернативный вариант. Что еще появляется важного – коммуникация не через действие, а через слова (не ударить в ответ, например, а выразить словами свои чувства).
    Дружба у шестилеток приобретает устойчивый характер. Им важно поддерживать постоянные отношения с одними и теми же друзьями. Они могут скучать без них или очень переживать конфликты с ними.
    Важно:  наблюдайте, как Ваш ребенок контактирует с другими детьми. Расспрашивайте о его друзьях: их характере, о том, во что они любят играть, почему происходят ссоры. Запускайте в его голове возможность анализирования отношений со сверстниками. В школе это очень пригодится.

  3. Взаимодействие со взрослыми.
    Шестилетний ребенок чётко сформировал границу – я и взрослый. Это проявляется в уважении к взрослому, признании его авторитета. Понаблюдайте за детьми 4-5 лет и 6-7 лет в магазине игрушек. Разница налицо. Шестилетка готов выслушать доводы взрослого в пользу «за» и «против». Да, ему еще свойственно эмоциональное отреагирование (например, заплакать от несогласия и обиды). Но точно в значительной степени меньше, чем раньше. Ребенок переходит уверенно с посторонним взрослым на «Вы».
    Важно:  многие современные родители предпочитают нивелировать границы с ребенком – пытаются быть на равных всегда. Я считаю это большой ошибкой. Первая же неудача случится в школе, когда реальность «повернется» лицом к ребенку. Это будет очень болезненная ситуация.

  4. Трудовые навыки.
    Заметьте, не игровые и не учебные, а именно трудовые. Ребенок в этом возрасте начинает получать огромное удовольствие от помощи и разных полезных дел. Например, помочь нянечке в детском саду расставить посуду – какой ребенок об этом не мечтает? В 5 лет труд может казаться игрой. Но не в шесть. Помните – «всё как по-настоящему»?  Ещё одна особенность – ребенок не ждет просьбу взрослого о помощи, а сам понимает, что можно сделать то-то и то-то.
    Важно: доверять ребенку реальные дела, просить его о помощи – также одна из важнейших ступеней в подготовке к предстоящей школьной жизни. 

  5. Начало учебной мотивации.
    Задача возраста шести лет – включить в эмоционально-психическую жизнь желание учиться и узнавать новое. Да, игровая деятельность ещё остаётся ведущим видом (именно поэтому я не рекомендую отдавать ребенка в школу с 6 лет). Но и учебная деятельность начинает приносить удовольствие и удовлетворение. Дети с удовольствием выполняют задания на внимание, память, мышление. Радуются успехам, стараются исправить ошибки в неправильно сделанных заданиях.
    Важно: предлагать ребенку учебные виды деятельности: почитать, посчитать, выучить наизусть и т.п. Это не должно быть «как в школе» - скорее, опять же через игру. Учебный материал должен обязательно быть в удовольствие.

  6. Способность быть в одиночестве и справляться с тревожными ситуациями.
    К возрасту 6 лет ребенок должен уметь:а) контролировать свои физиологические потребности и осуществлять их без помощи и напоминания взрослыми;  б) должен уметь справляться с ситуациями, когда остаётся на некоторое время один – занять себя, придумать себе дело, игру и т.п.  Физическая сепарация от родителей – одно из важнейших достижений этого возраста.
    Важно: постепенно и ненавязчиво, обязательно поддерживая, предлагать ребенку ситуации, где он мог бы обходиться без Вас. Главные рекомендации и советы психологов- ребенок 6 лет должен хотеть взрослеть и с удовольствием решать непростые ситуации!