Главная Статьи
Ребенок 6 лет. Советы психолога: что нужно знать и уметь в этом возрасте

Ребенок 6 лет. Советы психолога: что нужно знать и уметь в этом возрасте

Записаться на приём
Многие родители задумываются о том, что должен знать и уметь их ребенок в определенном возрасте. А если, к тому же, скоро в школу?

Меня часто спрашивают о том, на что надо обратить внимание, когда в семье подрастает ребенок 6 лет. Советы психологов и мои рекомендации, надеюсь, помогут предстоящей адаптации к школьной жизни. Проанализируйте, всё ли в порядке с этими навыками у Вашего малыша.

Игровая деятельность.
В 6 лет игра находится практически на пике своего расцвета. Причем не просто манипуляции с игрушками. Это должны быть разнообразные фантазийно придуманные ситуации. Особенно преобладает сюжетно-ролевая игра. То есть ребенок отдает предпочтение сюжетам из собственной жизни. Ему хочется, чтобы всё было почти как «по-настоящему». Чем больше развито воображение у ребенка, тем сложнее и интереснее сюжет игры. Важно: играйте с ребенком не только в интеллектуальные и логические, но и в сюжетно-ролевые игры. Ведь через год на них будет очень мало времени. А еще с помощью таких игр ребенок учится справляться со сложными, иногда пугающими ситуациями.
Взаимодействие со сверстниками.
На первый план выходит сотрудничество. Ребенок 6 лет оттачивает свои коммуникативные навыки. Например, еще год назад он скорее просто эмоционально отреагировал происходящую ситуацию – обижался, злился и т.п. А теперь он умеет договориться и предложить альтернативный вариант. Что еще появляется важного – коммуникация не через действие, а через слова (не ударить в ответ, например, а выразить словами свои чувства). Дружба у шестилеток приобретает устойчивый характер. Им важно поддерживать постоянные отношения с одними и теми же друзьями. Они могут скучать без них или очень переживать конфликты с ними. Важно: наблюдайте, как Ваш ребенок контактирует с другими детьми. Расспрашивайте о его друзьях: их характере, о том, во что они любят играть, почему происходят ссоры. Запускайте в его голове возможность анализирования отношений со сверстниками. В школе это очень пригодится.
Взаимодействие со взрослыми.
Шестилетний ребенок чётко сформировал границу – я и взрослый. Это проявляется в уважении к взрослому, признании его авторитета. Понаблюдайте за детьми 4-5 лет и 6-7 лет в магазине игрушек. Разница налицо. Шестилетка готов выслушать доводы взрослого в пользу «за» и «против». Да, ему еще свойственно эмоциональное отреагирование (например, заплакать от несогласия и обиды). Но точно в значительной степени меньше, чем раньше. Ребенок переходит уверенно с посторонним взрослым на «Вы». Важно: многие современные родители предпочитают нивелировать границы с ребенком – пытаются быть на равных всегда. Я считаю это большой ошибкой. Первая же неудача случится в школе, когда реальность «повернется» лицом к ребенку. Это будет очень болезненная ситуация.
Трудовые навыки.
Заметьте, не игровые и не учебные, а именно трудовые. Ребенок в этом возрасте начинает получать огромное удовольствие от помощи и разных полезных дел. Например, помочь нянечке в детском саду расставить посуду – какой ребенок об этом не мечтает? В 5 лет труд может казаться игрой. Но не в шесть. Помните – «всё как по-настоящему»? Ещё одна особенность – ребенок не ждет просьбу взрослого о помощи, а сам понимает, что можно сделать то-то и то-то. Важно: доверять ребенку реальные дела, просить его о помощи – также одна из важнейших ступеней в подготовке к предстоящей школьной жизни.
Начало учебной мотивации.
Задача возраста шести лет – включить в эмоционально-психическую жизнь желание учиться и узнавать новое. Да, игровая деятельность ещё остаётся ведущим видом (именно поэтому я не рекомендую отдавать ребенка в школу с 6 лет). Но и учебная деятельность начинает приносить удовольствие и удовлетворение. Дети с удовольствием выполняют задания на внимание, память, мышление. Радуются успехам, стараются исправить ошибки в неправильно сделанных заданиях. Важно: предлагать ребенку учебные виды деятельности: почитать, посчитать, выучить наизусть и т.п. Это не должно быть «как в школе» — скорее, опять же через игру. Учебный материал должен обязательно быть в удовольствие.
Способность быть в одиночестве и справляться с тревожными ситуациями.
К возрасту 6 лет ребенок должен уметь: а) контролировать свои физиологические потребности и осуществлять их без помощи и напоминания взрослыми; б) должен уметь справляться с ситуациями, когда остаётся на некоторое время один – занять себя, придумать себе дело, игру и т.п. Физическая сепарация от родителей – одно из важнейших достижений этого возраста. Важно: постепенно и ненавязчиво, обязательно поддерживая, предлагать ребенку ситуации, где он мог бы обходиться без Вас. Главные рекомендации и советы психологов— ребенок 6 лет должен хотеть взрослеть и с удовольствием решать непростые ситуации!