Первый раз в первый класс. Адаптация детей к школе

Для большинства родителей первый класс ассоциируется с чем-то, что вызывает тревоги и волнения. А вот дети, наоборот, ждут школу с нетерпением. Для них это новое, неизвестное, увлекательное. Ну и, конечно, ребенок ощущает себя взрослым. Но так бывает, что красивые фантазии разбиваются о непростую реальность – малыш оказался не готов морально к новым условиям. Ко мне часто на консультацию приходят родители с запросом: «Вот, мой ребенок пошел в первый класс. Адаптация детей к школе как должна проходить: с помощью нас, родителей, или все зависит от учителя?»

В отличие от детского сада в школу не водить ребенка нельзя. Чем же можно ему помочь, чтобы школа была в радость? Попробуем разобраться в некоторых моментах.

  • Подготовка к школе начинается не в школе, а до неё.

Действительно, если ребенку эмоционально тяжело в первом классе, значит, не все было успешно освоено в дошкольном детстве. И речь здесь идет не только и не столько об объеме знаний, сколько о психическом эмоциональном созревании. Даже если ребенок идет в школу без знания букв и умения читать, то нормально развитый уровень интереса, любознательности, внимание, помогут освоить чтение уже в первой четверти.

 

Что же должен достичь в своем развитии будущий первоклассник?

  1. Учебная мотивация сформирована наравне с игровой (хочется не только играть, но и изучать, обучаться).
  2. Ребенок умеет выстраивать отношения со сверстниками и значимыми взрослыми (знает, что такое договариваться, уступать, дружить, решать детские конфликты)
  3. Ребенок получает удовольствие от взросления, а не предпочитает более инфантильные способы справляться с проблемами (одень меня, собери мне портфель, я не умею, сделай за меня).
  • Учёба учёбой, но у первоклашки обязательно должно быть время и место для игр.

К счастью, оценок в первом классе нет, да и домашних заданий не так много. Не стоит загружать ребенка повторениями правил, счета, чтением,  лучше поиграйте с ним. Например, в «Школу». Дети обожают эту игру. Заодно и узнаете через нее, что и как там происходит. Другие игры по возрасту тоже подойдут. Например, с правилами. Но не поддавайтесь – ваш ребенок уже должен научиться радоваться собственной честной победе. 

  • Учитель – авторитет, и вы на его стороне.

Дети тонко чувствуют, как родители относятся к учителю, слышат, что о нем говорят. Даже если преподаватель вам не нравится, не следует это доносить до ребенка. Если малыш жалуется на учителя, например, что тот строг, - выслушайте и объясните, че может быть вызвано такое отношение учителя. С другой стороны, ведь и сам учитель чувствует поддержку родителей, что сказывается на благоприятии учебного процесса. Важно помочь учителю тоже – у него целый класс новеньких незнакомых маленьких детей. Даже простой вопрос, чем вы, родители, можете ему помочь, обязательно отразится на атмосфере в классе. 

  • Разговаривайте с ребенком о жизни в классе.

Именно о внутренней жизни: кто новые друзья, как их зовут, чем любят заниматься, как проходят перемены, какие новые игры он узнал от ребят. Узнавайте о всех деталях. Забудьте про детсадовские вопросы: всё ли скушал в столовой, ходил ли, и сколько раз в туалет, и т.д.

  • Не стоит бежать впереди учебной программы, но научите ребенка больше решать жизненные злободневные ситуации – размышлять, узнавать, анализировать. 

Полезно научить новым бытовым навыкам – открывать самостоятельно дверь, выбирать продукты в магазине и другое.

Всё это помоет ребенку чувствовать себя таким, что он может, и у него получается, то есть более взрослым.

  • Воспринимайте стрессовые школьные ситуации как естественные и нормальные события, без которых невозможно.

Донесите до ребенка, что нет ничего страшного в том, что он отстал и перепутал кабинеты. Что даже если он решил один уйти домой, не дождавшись мамы,  это тоже несерьезная проблема, просто объясните как нужно поступать в дальнейшем в такой ситуации.

 

Страхи родителей передаются детям, и от того, как родители сами справляются со своими тревогами, зависит то, как с ними сумеет справиться ребенок.

 

Да, действительно, когда ребенок идет в первый класс, адаптация детей к новым условиям – самый актуальный и злободневный вопрос. Надеюсь, что вышеперечисленные рекомендации помогут родителям справиться с возможными непростыми ситуациями.