Главная Статьи
У меня очень застенчивый ребенок: в чем причина и как ему можно помочь

У меня очень застенчивый ребенок: в чем причина и как ему можно помочь

Записаться на приём
Ко мне как к психологу часто обращаются родители со специфической проблемой их детей. Эта проблема описывается ими примерно так: «у меня очень застенчивый ребенок», «мой ребенок настолько нерешительный, что ему уже это очень мешает», «любое общение вызывает у него страх» и т.п.

Конечно, это не может не беспокоить родителей, ведь в конечном итоге сам ребенок находится в постоянном стрессе и вынужден контролировать ситуацию, защищаясь от воображаемых тревожных ситуаций. Кстати, история слов «стеснительный», «застенчивый» происходит от слов «стесненный» и «за стеной», что как раз отражает внутреннее эмоциональное стесненное пространство.

Да, есть нормальные проявления стеснительности. Например, при встрече с незнакомыми людьми, в незнакомых ситуациях и т.п. А есть проявления на грани патологии, когда это уже реально мешает нормальной адаптации, установлению отношений. Мои рекомендации направлены на понимание причины проблемы и помощь детям именно с таким, чрезмерным проявлением застенчивости, сохраняющейся в большинстве ситуаций. Важно отметить — ребенок не рождается застенчивым, а становится им в силу некоторых внешних обстоятельств, особенностей воспитания и собственных черт темперамента и характера.

Ребенок перенимает, копирует поведение родителей.
От этого никуда не деться – дети постоянно наблюдают за нами, даже если мы этого не замечаем. Чрезмерное застенчивые дети, как правило, — дети родителей, обладающих такими особенностями как неконфликтность, стеснительность, иногда стыдливость.
Особенность в воспитании.
Описанные выше родители обычно достаточно требовательны к себе, могут часто испытывать вину в тех или иных ситуациях. Соответственно, их система координат в воспитании может лежать в плоскости необходимости привития ребенку четких правил и границ. Зачастую «нельзя» бывает чаще «можно», а еще «это стыдно», «это плохо» и т.п. Да, никто не спорит, что у ребенка должны быть границы дозволенного. Мы лишь говорим об их чрезмерной жесткости. Замкнутому ребенку, как раз наоборот, важно помочь «забыть» про некоторые границы. В системе жестких правил в детском саду и школе от родителей в этом плане зависит очень многое.
Ребенок стал замкнутым и чрезмерно стеснительным после какой-то ситуации.
Чаще всего, конечно, речь идет о конфликтах, стрессах. Развод родителей, рождение младшего сиблинга, проблемы в общении со сверстниками – все это может повлиять ребенка, в результате чего он уходит в себя, свои мысли и переживания, испытывая страх перед новым и неизведанным. Изначально робкому ребенку будет еще сложнее справляться с такими ситуациями. Поддержка родителей здесь будет важна как никогда. Например, если речь идет о постоянных конфликтах родителей, то символически стеснительный ребенок – молчун своим поведением вынужден «не выносить сор из избы». Чем больше семейная система замкнута на своих внутренних неразрешимых проблемах, тем более погруженным в себя становится ребенок. И пока в семье ничего не меняется, научить и воспитать в ребенке свободу, открытость и непосредственность будет невозможно, к сожалению. А вот семейную психотерапию можно рассмотреть как оптимальный вариант помощи и родителям, и ребенку.
Ребенок не готов к сепарации с родителями.
Этот критерий я выделяю несколько обособленно от особенностей воспитания. Здесь дело не в критике, чрезмерной строгости или привитию покорности. Когда ребенок не отделен эмоционально от матери, ему сложно и страшно «обернуть» свой взгляд на внешнее. В этой паре нет места для «третьего». А воспитание характеризуется, наоборот, чрезмерным потаканием, физической близостью, страхами за ребенка. Застенчивый ребенок остается за «стеной» своей матери. Естественно, справиться с этой проблемой ребенку может помочь сама мать, предлагая ему новые иные способы общения.

Во всех этих случаях ребенок сталкивается с ощущением того, что с ним происходит что-то не то, он какой-то не такой. Это и заставляет его уходить в себя, прятаться и бояться внешних контактов. Очень застенчивый ребенок использует эту свою особенность для защиты и удержания внутри тех конфликтов, которые его беспокоят. В этом смысле понимание родителями причин проблем ребенка поможет им выстроить новые возможности помощи ему.