Как наказывают детей ремнем, или про психическую травму физического наказания

Человечество давно спорит по поводу того, как надо воспитывать  – «кнутом» или «пряником». Сегодня о воспитании ремнем не принято распространяться. Это как бы табу. Но это не значит, что его нет. Я встречала родителей, которые подзатыльник сыну или дочке воспринимали как ужасный грех и постыдный проступок. Но знаю и тех, кто физические методы воспитания рассматривал как единственное действенное средство. «Как наказывают детей? Ремнем, конечно! Лучше поймет». Такие родители редко приходят на консультацию к психологу. А вот их дети часто обращаются за помощью к последним.

 

Да, частое и жестокое физическое наказание ребенка в детстве – серьезная психическая травма. Сразу оговорюсь, что редких шлепков родителям вряд ли получится избежать в воспитании. В них нет ничего страшного. Речь идет о других ситуациях - насилие в семье становиться единственным способом взаимодействия с малышом.

 

Как же влияет физическое наказание на психическое и эмоциональное развитие ребенка?

  1. Низкая самооценка. Применение силы по отношению к себе ребенок воспринимает как унижение личности, достоинства собственного Я. Даже через много лет ощущение оскорбления не проходит. Ребенок может попадать в унизительные для себя ситуации, даже не желая того.
  2. Повышенная агрессивность. Насилие порождает насилие. Это доказанный факт. На место  адаптивной агрессии (уверенность, умение постоять за себя) приходит агрессия «злокачественная». Она выражается в желании доминировать, манипулировать, принижать достоинства других. Моральный и физический садизм яркий пример наследия унижения в детстве.
  3. Ложное Я.  Ребенок, который часто и грубо подвергался физическим наказаниям, подстраивался постоянно под взрослых. Ему приходилось слушать родителей и не слышать себя. Такой малыш не имел собственных желаний. И даже уже взрослым продолжает быть зависимым и пассивным. «Кто я, и чего хочу?» - сложный вопрос без ответа.
  4. Выбор тяжелых отношений. Легкие, удовлетворительные отношения – недостижимая задача для человека, выросшего в ситуации физического насилия. Как вариант - выстраиваются садо-мазохистические отношения: с партнерами, друзьями, коллегами. Потому что это понятный и привычный сценарий взаимоотношений.
  5. Восприятие внешнего мира и людей только как несущих опасность. «Не доверяй», «не создавай близких отношений», «лучшая защита – нападение», «будь готов к худшему» - так выстраивается внутренняя психическая жизнь человека, переживавшего часто в детстве физические наказания. Надо стараться контролировать собственное поведение и поведение других, быть начеку – вот главная задача.

Это лишь некоторые тяжелые последствия чрезмерного воспитания посредством ремня и других физических наказаний. Дети, которых наказывали часто и строго, вырастают и становятся тоже родителями. Родителями, похожими на собственных родителей. Они рассказывают, как наказывают детей ремнем, и не видят в этом ничего странного и предосудительного. История повторяется и возвращается на круги своя…Но, как показывает другая практика, обойтись без подобных тяжелых методов можно. Знаю, способов договориться с ребенком без насилия, в атмосфере доверия и уважения, множество.

Об этом следующая статья.

Успехов! С уважением, психолог Алтыева Людмила

Профессиональная помощь психолога очно и онлайн