Главная Статьи
У ребенка нет друзей – что делать? Рекомендации психолога

У ребенка нет друзей – что делать? Рекомендации психолога

Записаться на приём
Родители время от времени задумываются о том, как складывается жизнь их ребенка вне семьи, со сверстниками. Есть ли у него друзья, как выстраивает отношения и решает конфликты с ними.

Несомненно, мама и папа – главные объекты привязанности, а также остаются таковыми вплоть до зрелой подростковости. Однако, кто является первым своим среди «чужих» — это ровесник. Для малыша большое открытие, что есть кто-то, кто разделяет его интересы, готов пригласить в игру и сохранить в тайне секреты. Родитель, для которого важна эмоциональная и социальная жизнь его дитя, конечно, будет обращать на это внимание. Естественно, волноваться, если у ребенка нет друзей. «Что делать мне как родителю, чем я могу ему помочь?» — именно с такими вопросами я часто сталкиваюсь как психолог. Разберемся с ними в этой статье.

Важная деталь – характер и способ выстраивания отношений со сверстниками говорит об эмоциональном развитии ребенка и его психологическом состоянии. Трехлетка или подросток, сторонящиеся сверстников, вызовут определенное волнение и беспокойство. Дружба – это не просто отношения. Это, прежде всего, качество взаимодействия – умение существовать в паре с другим чужим. Дошкольники уже осознанно могут выбирать себе другого сверстника для общения, с которым комфортно и интересно. Не говоря уже о подростках. Поэтому ребенок-одиночка или у которого много знакомых, но нет близких друзей, сталкиваются с определенными проблемами. Это проблема «непринадлежности» к кругу своих. Отсюда неуверенность, низкая самооценка и замкнутость. Родительская пара никогда не сможет компенсировать этот пробел. А гиперопека только усугубит дело.

Чем же можно помочь ребенку, у которого по каким-то причинам не получается выстраивать дружбу со сверстниками?

Признание проблемы.
Даже если ребенок говорит, что не нуждается в друзьях, а отсутствие дружбы для него не проблема – Ваша задача с этим не согласиться. А бывает наоборот – ребенок болезненно переживает неудачи, а родитель пытается подбодрить — «ничего страшного, все впереди». Конечно, возможно, ничего страшного, но переживания есть, и их лучше не отрицать, а попробовать с ними что-то сделать.
Смотрим в корень проблемы.
Отношения с внешним миром малыш изначально выстраивает на базе взаимодействия с родителями. Безопасно с ними – безопасно и с другими. Понятие «надежная привязанность» об этом. Гипо и гиперопека в этом смысле значительно мешают в создании привязанности к сверстникам. Что такое дружба? Это хорошая, своевременная сепарация. Если сам родитель по какой-то причине боится этой сепарации, ребенку тем более будет сложно. Гиперопекающие, тревожные, мнительные мама и папа как бы показывают, что мир небезопасен, лучше не приближаться, а держаться в сторонке.
А как дружит сам родитель, и какое качество этих взаимоотношений.
Здесь все понятно. Просто можно задать вопрос – не копирует ли ребенок родительское поведение.
Важные, обязательные разговоры на тему дружбы.
Не менторские, дидактические, а именно «по душам». Расскажите, как Вы сами знакомились в детстве, как выбирали друзей, как ссорились, мирились. Расспросите, что может мешать в установлении близких контактов, попробуйте вместе придумать варианты решения проблемы.
Организовывайте пространство для детских дружеских встреч.
К сожалению, у сегодняшних ребят мало времени и места для совместных игр. Дружба – понятие, связанное с приватностью. Если Ваш сын или дочь постоянно с Вами, то как ему «выкроить» эту приватность? Именно поэтому так важны походы в гости друг к другу, ночевки, совместные прогулки без родителей.

Подводя итог, скажу, что важными детскими ресурсами могут и должны стать принятие и поддержка родителей. Профессиональное же решение проблемы того, что у ребенка нет друзей – что делать и как преодолеть – часто находится в компетенции детского психолога. Особенно это касается подростков, отсутствие друзей у которых свидетельствует о серьезных внутренних переживаниях, комплексах, неадекватной самооценке.